Приёмная

Оглавление

krest.jpg (1282 bytes)

Ссылки

Пишите нам!

Воздвижение Креста Господня
(Празднуется 27 сентября по новому стилю)

(Печатается по сборнику "Праздники Церкви", изданному в 2001 г. в Нью-Йорке Комитетом русской православной молодёжи).

Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову в память страданий и смерти Спасителя на кресте. Установлен в этот день строгий пост. Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.

Знак креста -- сперва орудие позорной казни у римлян, после Голгофы стал знаменем спасения и победы. Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца -- таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». Взять крест свой, -- значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (1Увек), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II в. император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры. Когда Константин объявил христианство господствующей религией империи, он, по совету своей матери св. Елены, приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, -- пишет современник событий Евсевий, -- вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом, -- честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Там в земле были найдены три креста; но дощечка с надписью, бывшая на кресте Христовом, лежала отдельно и было невозможно определить, который из этих трех крестов был крест Господень. Только чудеса, сотворенные одним из этих крестов -- исцеление больной женщины и воскрешение умершего -- указали, который был действительно крест Спасителя. Тогда многочисленные толпы народа, окружавшие место, где была найдена эта святыня, пожелали поклониться Животворящему Кресту и стали просить патриарха поднять крест, чтобы каждый мог его видеть. Патриарх встал на возвышенное место и там поднял, или воздвиг крест Спасителя (от этого и называется праздник Воздвижения).

На самом месте, где крест был найден, св. Елена соорудила церковь во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и в ней был поставлен крест Спасителя. Главная часть Животворящего Креста до сих пор хранится в Иерусалиме, в греческой церкви. Другие части его разнесены по всему христианскому миру.

Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он -- знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы.

Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя, Крестом Твоим, жительство.

Кондак, глас 1:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею православный христианы, победы дая им на сопостаты, г пособие имущым Твое оружие за мира, непобедимую победу.

------------------------------------------

Rambler's Top100