Обновлено 16 мая 2007 г. Данная статья суммирует события, происшедшие после Архиерейских Соборов РПЦЗ, состоявшихся в октябре 2000 г. и в октябре 2001. С целью дать читателю как можно более полную картину, включено много  ссылок на относящиеся к предмету обсуждения события и документы. В тех случаях, когда некая ссылка не открывается, покорнейшая просьба сообщить об этом редакции. Ввиду насыщенности событиями этого периода в жизни РПЦЗ, в данной статье возможны пропуски неких важных моментов. Редакция заранее благодарит читателей за поправки и добавления.

Оглавление

+ + +

Победа Московской патриархии
над "белогвардейской" церковью?

С 10 по 13 июля 2001 г. группа архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ("РПЦЗ") провела в жизнь долголетние чаяния Московской патриархии ("МП") -- был отстранён от руководства РПЦЗ её Первоиерарх, Митрополит Виталий, последний из архиереев РПЦЗ, твёрдо стоявший на позициях не признания МП в качестве преемницы 1000-летней Русской Православной Церкви. Комментаторы в различных русскоязычных газетах в Российской Федерации ("РФ") в один голос восторженно оценили это событие как преодоление последнего препятствия на пути к "воссоединению" "зарубежников" с "Церковью-Матерью" (МП). Этот шаг явился заключительным звеном в цепи событий, последовавших за Архиерейским Собором РПЦЗ в октябре 2000 г. После этого Собора на узле "Мысли о России" накопилось большое количество материала, описывающего шаги, предпринимаемые некоторыми архиереями РПЦЗ по "сдаче" своей церкви в подчинение МП и реакцию ВЕРНЫХ чад, клира и мирян. Редакция суммирует эти события, чтобы помочь читателю разобраться в этом материале.

+ + +

С момента появления "Белой" эмиграции в 1920-х годах, советская власть вела с ней беспощадную борьбу. Тут и провокации, тут и похищения, тут и убийства, тут и внедрение своей агентуры в эмигрантские организации. Особые усилия чекистов направлялись против РПЦЗ -- морального оплота эмиграции и живого укора тому духовенству, которое пошло по пути сергианства под советской властью. Хотя РПЦЗ количественно не шла ни в какое сравнение с МП, РПЦЗ была тем маяком, который манил и вёл многих в СССР к поиску истинной Церкви. Как нигде, здесь подтвердились слова Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде"! Правда РПЦЗ и была постоянным живым свидетельством неправды МП.

"Перестройка" и последующий развал СССР в 1991 г. открыли МП новые возможности для успешной борьбы с РПЦЗ. В то же самое время внутри РПЦЗ происходили благоприятные для МП изменения. Ушли в лучший мир ведущие богословы и просветители. В 1990-е годы РПЦЗ пришла всего лишь с горсткой архиереев "старой гвардии". Но даже некоторых из них коснулся тлетворный дух МП, подкрепляемый лжепатриотизмом -- "Русская Церковь освободилась, мы ДОЛЖНЫ передать ей то, что мы сохранили для России в изгнании". То, что МП как была, так и осталась детищем КГБ и ЦК КПСС, замазывалось, замалчивалось, покрывалось отговорками -- нужно время, не судите -- да не судимы будете и пр. и т.п.

В течение перестроечного и "демократического" периода 1990-х годов некоторые архиереи РПЦЗ начали отказываться от позиций своей церкви. Например, протоколы Архиерейского Собора 1993 г. (4-15 мая) совершенно ясно показывают шатание и отсутствие понимания, что именно РПЦЗ должна делать в Российской Федерации ("РФ"). Главный сторонник "диалога" с верхушкой МП, Архиепископ Марк, всеми силами пытается получить согласие Собора на ведение таких диалогов -- хотя он их уже начал и без такого разрешения. Все 1990-е годы архиереи РПЦЗ никак не могли решить -- как вести себя в Российской Федерации ("РФ")? В 2000 г. "решение" пришло само собой.

Решительный удар по РПЦЗ был нанесен "Юбилейным" Архиерейским Собором МП, состоявшемся в августе 2000 г. На нём был принят ряд документов, на первый взгляд как бы свидетельствующих о "перерождении" МП: прославление новомучеников и "перечёркивание" декларации митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 г. ("перечёркивание" -- выражение еп. Евтихия, принявшего участие в написании Послания Архиерейского Собора 2000 г.). Поэтому Архиерейский Собор РПЦЗ, состоявшийся в октябре 2000 г., через три месяца после собора МП, с видимой радостью и облегчением воспринял все эти СЛОВА как основание для "желанного сближения" с "Церковью-Матерью" -- МП. Поэтому "Послание Архиерейского Собора РПЦЗ" написано в радужных тонах надежды на скорое воссоединение. Этот же Собор: выпустил послание Сербскому патриарху Павлу с открытой просьбой посредничать между МП и РПЦЗ в деле "желанного сближения"; учредил "постоянную комиссию , на которую возложена задача единства Русской Церкви"; "поручил семинару историков (известных; не принадлежащих к РПЦЗ; в том числе проживающих в России) для изучения [sic!] истории взаимоотношений разных частей Русской Церкви"; в виде первого шага по отстранению Митрополита Виталия от руководства РПЦЗ назначил арх. Лавра местоблюстителем Первоиерарха; назначил еп. Амвросия правящим архиереем Западно-Европейской епархии, ОСТАВИВ БЕЗ ВНИМАНИЯ письменную просьбу многих клириков этой епархии не делать этого (что является нарушением канонических правил); не принял во внимание и/или не рассматривал любые обращения и даже доклады, высказывающиеся против контактов с МП, не говоря уже о возможности "воссоединения" с нею; и др.

Как только Послание этого Собора было обнародовано, со всех концов мира посыпались протесты против его решений и действий. В опубликованных версиях этого Послания стоят подписи ВСЕХ архиереев, бывших на Соборе, хотя еп. Варнава НЕ ПОДПИСАЛ его. В начале декабря 2000 г. сам М. Виталий опубликовал заявление, ставящее под сомнение некоторые решения Собора. Послание это было замолчано большинством архиереев, а в самом синодальном храме его раздача была приостановлена Арх. Лавром и еп. Гавриилом! Та же судьба постигает указ М. Виталия о том, что любые документы от имени Архиерейского Синода не действительны без его подписи. Мало того, что его нигде не распространяли, оно даже исчезло с официального синодального узла, простояв там с неделю. 22 декабря 2000 г. М. Виталий благословляет создание "Общества Ревнителей Православия имени Царственных Мучеников", ставящее своей целью сохранение 80-тилетних традиций РПЦЗ. Несколько иереев в РФ и других странах ушли из РПЦЗ.

Основная масса клира и мирян РПЦЗ не могла поверить, что их архиереи сознательно пошли на предательство своей Церкви. Поэтому все протесты вначале носят просительный характер, в надежде на то, что архиереи ошиблись и вскоре исправят свои ошибки. Эти надежды не были рассеяны даже и "Заявлением от канцелярии Синода" Арх. Лавра в декабре 2000 г., в котором он не только не попытался как-то ответить на вопросы, волнующие паству и клир РПЦЗ, но решительно подтвердил правильность действий октябрьского Собора и пригрозил тем, кто выступает против них.

Но состоявшееся в начале февраля 2001 г. заседание Архиерейского Синода значительно ослабило эти надежды, так как на нём не один только Арх. Лавр, но весь Архиерейский Синод единодушно поддержал решения и действия октябрьского Собора и снова пригрозил "протестантам". То же заседание откомандировало двух "верных" протоиереев (Георгия Ларина и Стефана Павленко) в Западно-Европейскую епархию с целью "разъяснить" тамошнему клиру и мирянам ошибочность их протестов против октябрьского Собора. Забегая вперёд отметим, что в результате этой поездки была запрещена в священнослужении ЦЕЛАЯ ГРУППА священнослужителей -- беспрецедентное событие в истории РПЦЗ!

Почти сразу после февральского заседания Архиерейского Синода еп. Вениамин убрал свою подпись с письма Сербскому патриарху Павлу, а за ним -- еп. Агафангел. В конце февраля еп. Варнава (изначально не подписавший даже само послание октябрьского Собора) не только убрал свою подпись с того же письма, но ещё и "оградился" от "глаголемых епископов" до тех пор пока новый Собор не пересмотрит "новый курс" нашей Церкви.

Как бы в доказательство серьёзности своих намерений, Архиерейский Синод ответил на все протесты прещениями в священнослужении. Одним из первых был запрещён отец Паисий (Ричмонд Хилл, Нью-Йорк), хотя это прещение было вскоре отменено; о. Николай Семёнов в Брюсселе, в Бельгии (с попыткой выбросить его и его семью на улицу); девять клириков Западно-Европейской епархии и еп. Варнава; отец Константин Фёдоров, (Леснинский женский монастырь, Франция); отец Серафим Стефенс, Виржиния Бич, штат Виржиния, США.

Эти и другие события сопровождались гробовым молчанием со стороны Архиерейского Синода. Вообще же, "пост-октябрьские" события показали ту скрытность и таинственность, с которой архиереи РПЦЗ ведут свои дела. А ведь общеизвестно, что добрые дела от людей не скрывают! Так, опрос духовенства, произведенный редакцией узла "Мысли о России" в апреле 2001 г., показал, что Синод не информирует не только "рядовых" мирян, но даже и клир! Информацию свою они получали "частным" образом и из Интернета. В своих же индивидуальных заявлениях некоторые архиереи, проговариваясь, проливали свет на утаиваемые события, выявляя, однако свою недалёкость и несостоятельность. Еп. Амвросий, например, в своём докладе прихожанам в Женеве случайно вскрыл то, что, по-видимому, не подлежало огласке; еп. Михаил в своём заявлении в некоторых местах говорил то, что не соответствовало действительности; Арх. Марк, решив, по-видимому, доказать безвредность экуменизма, отправился в четырёхдневную экскурсию в Сербию, где досыта насладился сослужениями и сотрудничеством с экуменистами, вплоть до участия в заседании Архиерейского Синода сербской церкви под председательством "самого" патриарха Павла; еп. Евтихий выпустил "разъяснение" решений и действий октябрьского Собора, которое только запутывало читателя. Отмалчивание некоторых архиереев непонятно. Невозможно понять молчание еп. Кирилла, всего лишь три года тому назад резко осудившего "собеседования" архиепископа Марка с архиепископом МП Феофаном?

Противостояние архиереев и М. Виталия пришло к развязке после опубликования "Окружного послания" М. Виталия от 22 июня 2001 г., в котором он перечислил основные решения Архиерейского Собора октября 2000 г., которые, по его мнению, должны были быть пересмотрены/отменены на следующем Архиерейском Соборе, созыва которого он потребовал в этом Послании. Он также просил всех настоятелей читать это послание с амвона и раздавать копии прихожанам.

Это вызвало мгновенную реакцию со стороны "архиереев-заговорщиков". Еп. Гавриил, под диктовку архиепископа Марка, выслал довольно бестолковый документ, пытающийся возбудить сомнения в подлинности Послания вл. Виталия. Сразу же после этого он разослал настоятелям Восточно-американской и Нью-йоркской епархии письмо, в котором фарисейски НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ читать Послание вл. Виталия с амвона и распространять среди прихожан. Запретить им это он не имел права, он только НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ! Узнав, однако о том, что трое настоятелей прочитали Послание с амвона, он звонил, чтобы выговорить им за это.

Но решительный бой Митрополиту был дан на -- НЕПРАВОМОЧНОМ -- заседании Архиерейского Синода 10-13 июля 2001 г. Подробности этого заседания тщательно скрываются, но кое-что стало известно. Кроме этого, некоторые подробности появились в русскоязычных газетах в РФ. Удивительное явление -- газеты на другой стороне земного шара цитируют Митрополита Виталия, а Архиерейский Синод в своих сообщениях отделывается общими фразами.

В результате этого заседания Митрополит был отстранён от руководства РПЦЗ по, согласно синодальным сообщениям, его УСТНОЙ ПРОСЬБЕ! Это, наверно, тот необыкновенный случай, когда человек на уровне Митрополита подаёт просьбу о своей отставке УСТНО, а не ПИСЬМЕННО!

Подробности отстранения Митрополита вскоре стали частично известны -- "нет ничего тайного, что не стало бы явным". Несмотря на это, синодальное руководство продолжало свою политику дальнейших прещений, угроз и запугиваний.

4-5 сентября 2001 г. в г. Воронеже состоялось Совещание представителей российских приходов РПЦЗ. Присутствовало три российских архиерея, духовенство и миряне всех российских приходов.  В двух принятых обращениях участники Совещания выдвинули ряд просьб и требований к намеченному на 23 октября 2001 г. Архиерейскому Собору РПЦЗ. Эти обращения были подписаны Арх. Лазарем, епп. Вениамином и Агафангелом и рядом клириков и мирян. Через несколько дней после опубликования этих обращений, клирики Западноевропейской епархии во главе с еп. Варнавой заявили о поддержке этих обращений.

В начале октября 2001 г. "патриарх Алексий II" обратился к руководству РПЦЗ с "Братским посланием", в котором призывал к "диалогу". В нём, правда, был "тонкий намёк на толстые обстоятельства": фраза о необходимости ОБОЮДНОГО покаяния. Но в общем это послание значительно ободрило сторонников "воссоединения с Церковью-Матерью". На закрытом форуме духовенства РПЦЗ даже появилось письмо, составленное прот. Александром Лебедевым, с просьбой к предстоящему Архиерейскому Собору РПЦЗ отозваться положительно на послание МП.

18 октября 2001 г. Митрополит Виталий обратился к предстоящему Архиерейскому Собору с коротким заявлением, в котором, в частности, назвал этот собор "собранием безответственных". В нём он указал на ошибки Архиерейского Собора, состоявшегося в октябре 2000 г. и настаивал на их исправлении.

Архиерейский Собор, произошедший в октябре 2001 г., подтвердил намерения Собора 2000 г. сдать "белогвардейскую церковь", РПЦЗ, майору Дроздову. Не обратив никакого внимания на просьбы российских и западноевропейских клириков и мирян, а также и Митрополита Виталия, собор избрал нового Митрополита, Арх. Лавра, и приступил к решительному подавлению недовольных, начав с Митрополита Виталия. 24 октября 2001 г. была, тайком от Митрополита, насильно удалена его секретарша, Л. Д. Роснянская. Но некоторые преданные Владыке Митрополиту члены РПЦЗ в ответ на это нападение помогли Митрополиту Виталию уехать из Синода в Канаду. Оказавшись на свободе, Митрополит Виталий сразу же выпустил "Чрезвычайное заявление", в котором сказал о том, что, ввиду всех нестроений, он остаётся во главе РПЦЗ и призвал верных чад РПЦЗ поддержать его.

Это вызвало реакцию со стороны Архиерейского Синода в духе советских репрессий, когда несогласных заключали в "психушки". Действуя через своего представителя "на местах", еп. Михаила, Архиерейский Синод добился АРЕСТА(!) Митрополита Виталия, совершённого с осквернением святого алтаря под руководством "архиерея" РПЦЗ, еп. Михаила, и принудительного психиатрического обследования. Но -- "не в силе Бог, а в правде". Несмотря на проведенную под арестом в госпитале ночь, 91-летний Митрополит наутро успешно прошёл психиатрическое обследование, доказав, таким образом, что все слухи о его ненормальности, распускаемые сторонниками "воссоединения с Церковью-Матерью", оказались вымыслом и продуктом злопыхательства.

Вторично оказавшись на свободе, Митрополит Виталий усердно принялся создавать церковную структуру, которая смогла бы продолжать 80-тилетние традиции РПЦЗ. Были хиротонисаны три новых епископа -- Сергий (Киндяков), Владимир (Целищев) и Варфоломей (Воробьёв). Был также дан Указ еп. Михаилу, подтверждающий его анафему и совет отказаться от сана. Церкви-продолжательнице РПЦЗ было возвращено её первоначальное наименование -- Русская Православная Церковь в Изгнании, РПЦИ. Но уже 20 ноября 2001 г. решено было оставить прежнее название, РПЦЗ, с тем, чтобы подчеркнуть, что Митрополит Виталий НИКУДА НЕ УХОДИЛ, а уходят от традиций РПЦЗ Арх. Лавр и те, кто его поддерживает. Для того, чтобы различать их, предложено было использовать РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) -- РПЦЗ "лавровская" и РПЦЗ "витальевская".

22 ноября 2001г. Архиерейский Синод РПЦЗ(Л) решил нанести Митрополиту Виталию решительный удар. В монастырь в Мансонвилле прибыл "епископ" Михаил с адвокатом, "иереем" Павлом Ивашевичем и несколькими нанятыми охранниками, чтобы насильно увезти Митрополита в Нью-Йорк. Но близким к Митрополиту людям удалось и на этот раз посрамить "шкурловцев", см.  ЗДЕСЬ.

23 января 2002 г. иерей Спиридон, помогавший Митрополиту Виталию с момента его переезда в Канаду,  выпустил, наконец, документ, описывающий суть исков поданных Митрополитом Лавром и его синодом  против Митрополита Виталия в гражданские суды  в США и в Канаде. Подробности см.  ЗДЕСЬ. Суммируя, можно сказать, что главная цель этих исков -- заставить Владыку Митрополита сдаться на их милость, т.е. предать 80-тилетние традиции РПЦЗ.

Захватив, наконец, власть в РПЦЗ,  архиереи со своим новым Митрополитом Лавром (Шкурлой) собираются, по-видимому, в открытую "начать диалог" с МП с целью воссоединения, о чём можно судить по документам их собора и высказываниям их представителей.  Будет ли это в форме широкой автокефалии или в некой иной -- не играет роли. Для МП важно то, что они, наконец, будут признаны в качестве законной преемницы Русской Православной Церкви теми, кто не признавал их вот уже почти 80 лет. Т.е., будут признаны тем, чем они никогда не были и не являются.

Итак, по-видимому, М. Лавр (Шкурла) со своим епископатом, "работают" над установлением "евхаристического и канонического единства с Церковью-Матерью (!!!, сиречь МП, ред.) с СОХРАНЕНИЕМ АВТОНОМИИ" (выделено редакцией узла "Мысли о России"). Насчёт этого проговорился (а, может быть, высказал намеренно, чтобы начать готовить "паству" к заглатыванию горькой пилюли?) протоиерей Роман Лукьянов, давнишний сторонник "воссоединения" с МП.

После своего поражения в Мансонвилле 22 ноября 2001 г. М. Лавр и иже с ним не оставили своих замыслов, а лишь отложили их до удобного момента. Такой момент представился в феврале 2002 г., когда окружение М. Виталия решило выселить бывшую его секретаршу-кухарку Л. Роснянскую из домика, в котором она проживала в соответствии с решением суда, запрещающим ей находиться ближе одной мили от Митрополита Виталия (домик этот находится примерно в двух милях от скита, в котором стал жить М. Виталий после переезда в Канаду). Решив использовать её недовольство, бывший еп. Михаил 19 февраля 2002 г. подал прошение в канадский суд отменить его претензии к ней. Вскоре был выработан "Договор" между М. Лавром и Л. Роснянской, в соответствии с которым лавровский архиерейский синод предоставлял всякие "льготы" Л. Роснянской, а та соглашалась "добросовестно попытаться уговорить М. Виталия перехать в Ново-Дивеево". Трудно себе представить нечто более позорное и циничное, чем этот документ!

В августе 2002 г. стало извество о хиротониях, совершённых Влл. Лазарем и Вениамином в РФ. Так как хтротонии эти не были утверждены Архиерейским Собором РПЦЗ(В), то М. Виталий и Влл. Варнава, Сергий, Варфоломей и Владимир поставили под вопрос правомочность этих хиротоний в "Определении" от 8/21 августа 2002 г. Так как это определение не принесло никаких результатов, то 1/14 ноября 2002 М. Виталий и Вл. Варнава выпустили Указ, включающий такие слова: "Следовательно, обоих вышеупомянутых архиереев /влл. Лазаря и Вениамина, ред./ и духовенство им подчиняющееся -– не считать клириками Русской Православной Церкви Заграницей". 23 ноября 2002 г. во Франции начались заседания предсоборной комиссии РПЦЗ(В).

В ноябре 2002 г. протоиерей Виктор Мелехов и некоторые другие клирики РПЦЗ(В) объявили о своём уходе из РПЦЗ(В) по причинам, изложенным в их заявлении. 27 января 2003 г. пр. Виктор Мелехов объявил о своём присоединении к митрополиту Каллинику. Вместе с ним к м. Калиннику присоединилось несколько клириков РПЦЗ(В) из Российской Федерации.

В конце марта 2003 г. нью-йоркский суд отклонил иск лавровского синода о назначении еп. Гавриила (Чемодакова) опекуном "над личностью и имуществом Виталия Устинова". В своём решении судья довольно точно суммировала причины, по которым лавровский синод преследует своего Первоиерарха -- контроль над церковным имуществом и церковью. Т.е., что все слова о заботе о личном благополучии Митрополита Виталия -- всего лишь слова, ширма для прикрытия их истинных целей. В этом же решении судья выразила удивление по поводу ряда судебных дел, возбуждённых лавровским синодом против М. Виталия в Канаде. Но по-настоящему выявил своё неприглядное лицо еп. Гавриил в интервью, которое он дал русской секции Канадского международного радио 14 апреля 2003 г.

После захвата власти в РПЦЗ группировкой арх. Лавра (Шкурла) в октябре 2001 г. действия различных клириков РПЦЗ(Л), направленные на достижение "желанного сближения" с "Матерью-Церковью", стали чаще и откровенней. Уже в ноябре 2001 г. состоялся первый "исторический" семинар представителей МП и РПЦЗ(Л), задачей которого является переписывание истории в нужном для воссоединяющихся сторон освещении. Также в ноябре 2001 г. президент РФ В. Путин принял еп. Гавриила и пригласил того вместе с Арх. Лавром приехать к нему в гости! В мае 2002 г. в Москве МП проводит семинар также направленный на переписывание истории. В июне 2002 г. Архиепископ Марк дал пространное инервью "Независимой газете" (владелец -- Березовский) под названием "Русское православие в поисках единства". Здесь он уже совершенно откровенно говорит о воссоединении РПЦЗ(Л) и МП как о решённом вопросе. Единственно, что остаётся решить -- как таковое воссоединение лучше всего провести в жизнь. На более низком уровне можно отметить интервью "отца" Виктора Потапова бульварной газетёнке "В Новом свете", в котором тот охаивает Вл. Митрополита Виталия и его последователей. Среди попыток руководства РПЦЗ(Л) обелить своё предательство можно отметить появление на их официальном узле отрывка из статьи отца Серафима Роуза "Царский путь. Истинное православие в век апостасии". Тут -- явная попытка выдать свой путь отступничества за "Царский путь", которым в течение 70 лет шествовала до-лавровская РПЦЗ. А в ноябре 2002 г. был проведен второй семинар МП-РПЦЗ(Л). Предательская сущность "протоиереев" РПЦЗ(В), участвовавших в этом семинаре, кратко суммирована в заметке "Перевёртыши".

В конце 2002 г. "патриарх Алексий II" ещё раз напомнил руководству РПЦЗ(Л) о том, что МП все 80 лет считала РПЦЗ находящейся в расколе. Но он тут же завил, что, "Тем не менее, мы готовы к братскому диалогу. Однако разговор надо начинать с чистого листа, без предварительных условий и взаимных обвинений". Официальной реакции со стороны синода РПЦЗ(Л) на это "великодушие" тов. Дроздова не последовало. А 1 апреля 2003 г. "патриарх Алексий II" снова проявил инициативу по захвату РПЦЗ(Л) -- он обратился к "приходам русской традиции" в Западной Европе объединиться (под его начальством) в "самоуправляющийся Митрополичий округ"! Среди адресатов этого обращения оказался и еп. РПЦЗ(Л) Амвросий, давнишний сторонник "воссоединения" с МП. "Патриарх Алексий II", по-видимому", теряет терпение с незадачливыми вождями РПЦЗ(Л) и хочет заглотать РПЦЗ(Л) по частям. Судя по тому, что его обращение было упомянуто на официальном узле РПЦЗ(Л), его заигрывания воспринимаются лавровским синодом благосклонно.

И вот заигрывания эти закончились фактической капитуляцией РПЦЗ(Л) перед Московской патриархией на заседании Архиерейского Синода РПЦз(Л), состоявшемся в Мюнхене с 12 по 14 мая 2003 г. Именно на этом заседании, в ответ на вышеупомянутое обращение "патриарха", было написано письмо еп. Амвросию, в котором, впервые в 80-тилетней истории РПЦЗ, было ОФИЦИАЛЬНО заявлено АРХИЕРЕЙСКИМ СИНОДОМ о том, что РПЦз(Л) признаёт таинства МП, а МП -- таинства РПЦз(Л). В полном соответствии со своим теперешним лживым и трусливым поведением, заявление это было сделано как бы мимоходом, как бы отмечая всем известный факт такого признания. Невнимательный читатель может даже пропустить это заявление, так как оно буквально зарыто в пустословии "грозных" заявлений в адрес МП по поводу ФОРМЫ патриаршего обращения (но не содержания!). Это, понятно, было сделано для того, чтобы замаскировать свою капитуляцию по известной басне: "Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона"! Суть такого заявления, понятно, в том, что теперь прихожане РПЦз(Л) и МП могут причащаться из одной чаши. Т.е. "воссоединение", к которому всё это время вожди РПЦз(Л) упорно толкали свою паству, СВЕРШИЛОСЬ, так как единство церквей определяется наличием официально дозволенного теперь евхаристического общения. РПЦз(Л) нашла свой бесславный конец.

Вышеупомянутое письмо еп. Амвросию, по-видимому, рассвободило клириков РПЦз(Л) на всех уровнях иерархической лестницы. В августе 2003 г., например, происходили сослужения клириков РПЦз(Л) с экуменистами и эмпешниками в Ирландии. А епископы РПЦз(Л) в это же время лобызались в эмпешном алтаре с одесским митрополитом.

24 сентября 2003 г. произошло эпохальное событие -- архиепископ Лавр встретился с президентом РФ В. Путиным. Хотя священноначалие РПЦз(Л) до этого момента всячески отнекивалось, что поддерживает контакты с МП и властями РФ, в своём коммюнике они признались, что «Данная встреча – итог длительного процесса общения между членами Русской Церкви в России и в Зарубежье». Другими словами, они публично признались в том, что до этого момента лгали своей пастве и всему миру. Сама встреча была устроена приехавшим в Нью-Йорк на сентябрьское заседание лавровского синода(!) клириком МП Тихоном (Шевкуновым), о чём 27 сентября 2003 г. проговорился лавровский еп. Кирилл. Там же он поделился о намеченных поездках священноначалия РПЦз(Л) в Москву. Вскоре после этой встречи было объявлено, что в декабре состоится «всезарубежное пастырское совещание», на котором будут обсуждаться результаты как этой встречи, так и других запланированных контактов с МП и властями РФ. Т.е. "процесс пошёл" и можно предвидеть, что в недалёком будущем РПЦз(Л) перестанет существовать.

18 ноября 2003 г. делегация РПЦз(Л), состоявшая из архиепископов Марка и Илариона, епископа Кирилла и протоиереев Николая Артёмова и Петра Холодного начала встречи в Москве с "патриархом Алексием II" и пр. чинами МП. Не говоря уже о том, что своим приездом делегация ещё раз показала, что признаёт МП за равноправную церковь, одним из самых позорных действ делегации стала просьба к "патриарху" простить(!?) РПЦЗ "за все те резкие высказывания в адрес "Матери-Церкви" (т.е. московской патриархии), которые имели место в последние десятилетия со стороны РПЦЗ". Этим подхалимским актом перед матёрым сексотом КГБ "представители" РПЦз(Л) попрали все заветы свв. новомучеников и всех своих первоиерархов.

Однако откровенно бесстыжие действия лавровского синода начинают вызывать реакцию. Появилось обращение 14 священников РПЦз(Л) с критикой попыток сближения с МП. А сами вожди РПЦз(Л), увидев, что перегнули палку, струсили, убрали со своего узла все радостно-радужные заявления об успехах встреч в Москве и поместили заявление своего главаря, архиепископа Лавра (именующего себе митрополитом), с целью отмежеваться от действий делегации. Епископ Агафангел (Пашковский), почувствовав, что его в скором времени cдадут МП, поместил на своём узле бессвязное заявление, которое ассоциируется с бегством крыс с тонущего корабля.

Наконец, всезарубежное пастырское совещание и Архиерейский собор РПЦз(Л), последовательно состоявшиеся 8-17 декабря 2003 г. в США, показали, что тов. Дроздов, в наше время более широко известный как «патриарх Московский и Всея Руси Алексий II», очень близок к многолетней цели своего «гебешноначалия» -- уничтожению «белогвардейской» церкви, см. ЗДЕСЬ.

Однако на указанном в предыдущем абзаце пастырском совещании были высказаны протесты против скорого объединения с МП. Соответственно, вожди РПЦз(Л) решили успокоить паству и замедлили процесс "желанного сближения". Поездка лже-митрополита РПЦз(Л) Лавра в гости к "патриарху" Алексию была перенесена с января на май 2004 г. и начались разговоры о том, что процесс сближения будет "непростым". Но цели РПЦз(Л) остались те же -- предать РПЦЗ.

И вот, с 14 по 28 мая 2004 г. делегация РПЦз(Л) в 20 человек(!) во главе со лже-митрополитом Лавром окончательно подтвердила стремление лавровского синода "воссоединиться" со лже-церковью МП. Пока всё ещё не прямо, трусливо прикрываясь ложью о цели этого путешествия ("поклониться святыням"), все делегаты без конца хвалили МП, восторгались происходящим там "возрождением." И, как бы мимоходом, было сказано, что комиссия из представителей МП и РПЦз(Л) разрешит остающиеся препятствия на пути к соединению. Т.е., что конец РПЦз(Л) состоится в недалёком будущем.

С 22 по 24 июня 2004 г. в Москве состоялись заседания вышеупомянутой комиссии. Редакция узла "Мысли о России" тщетно ждала каких-нибудь конкретных сведений о том, что было решено этой комиссией. Но и РПЦз(Л), и МП, как сговорившись (по-видимому-таки сговорившись?), ничего официально об этом не сообщают, кроме ничего не значащих слов вроде того, что "Работа Комиссий была продуктивна и проходила в духе любви и мира, согласно со словами Священного Писания" или "Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром с 14 по 28 мая 2004 года. Были выработаны согласованные предложения, которые будут представлены Священноначалию Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви". Само собой разумеется, что ни о том, какие именно вопросы обсуждались комиссией, ни о том, какие именно договоренности были достигнуты в мае -- ни слова. Так и не дождавшись надёжных сведений о работе этой комиссии, редакция МоР пока ограничилась тем, что прокомментировала эту очередную ложь молчанием.

С 14-го по 16-ое сентября состоялась совместная -- вторая -- встреча обеих комиссий в Мюнхене при Иово-Почаевском мужском монастыре. О результатах этой встречи РПЦз(Л) опять попыталась отмолчаться, но их выдал их новый друг -- "патриарх" Алексий. Решив подтолкнуть незадачливых зарубежников, он использовал старый способ блатных -- "замазать" намеченную жертву. Выступив 1 ноября 2004 г. перед "российскими дипломатами - слушателями Высших дипломатических курсов при Дипломатической Академии МИД России", он рассказал о результатах работы комиссий -- полной капитуляции РПЦз(Л).

Также в начале ноября 2004 г. РПЦз(Л) показала себя достойной своего будущего начальства от МП -- синодская "тройка" начала шить дело одному из своих священников, о. Сергию Клестову, осмелившемуся открыто выступить против "воссоединения с МП. Причём -- в лучших традициях КГБ.

Во второй половине ноября 2004 г. произошли два значительных события. Во-первых, МП подписала соглашение с МВД РФ о "сотрудничестве". Во-вторых, с 17 по 19 ноября в Москве состоялась третья встреча "комиссии по объединительному процессу", "КОП", по выражению тов. Дроздова. Её результаты, снова обнародованные МП, были суммированы редакцией узла "Мысли о России" в следующем абзаце:

«В результате состоявшихся встреч КОП было достигнуто соглашение, что ни сергианство, ни участие МП в мировом экуменическом движении не подлежат обсуждению. Члены КОП также согласились, что Русская Зарубежная Церковь будет существовать в качестве подразделения МП заграницей со своей теперешней администрацией, но под каноническим управлением МП».

В ноябре-декабре 2004 г. «митрополит» Лавр со скандалами проехался по некоторым приходам РПЦз(Л) Южной Америки. Его появление большей частью встречалось враждебно. В Аргентине, например, ему прямо, во время целования креста после Литургии, было сказано «Владыка, вы нас предали»!

В январе 2005 г. «бунту» о. Сергия Клестова пришёл конец: его -- «согласно Вашему желанию» -- выставили из прихода! На письмо прихожан в его защиту «митрополиту» от 13 января 2005 г. ответа не последовало...

4 марта 2005 г. в Париже состоялась четвёртая встреча «объединительной комиссии», на которой

«Была продолжена работа над подготовкой документов, представляющих общее видение вопросов, связанных с трагической судьбой Русской Церкви в ХХ веке, взаимоотношениями Церкви и государства, каноническим статусом Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, каноническими условиями восстановления полного общения».

В переводе на человеческий язык, разговор, предположительно, шёл о сергианстве (взаимоотношения Церкви и государства), подчинении РПЦз(Л) МП и конкретной формулировки зависимости РПЦз(Л) от МП (канонический статус Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, каноническими условиями восстановления полного общения).

На этой же 4-й вcтрече, в ответ, по-видимому, на пассивное сопротивление «зарубежной лягушки», был изобретен новый термин «пастырская целесообразность»(!), в соответствии с которой было решено опубликовать некоторые результаты встреч «объединительной комиссии» (что именно -- решит «хозяин»).

А неделю позже, во время «9-го Всемирного Русского Народного Собора», состоявшегося 9-10 марта 2005 г. в Москве, делегация РПЦз(Л) угодливо отреклась от традиционной позиции русского зарубежья по отношению к событиям 2-й мировой войны и к Русскому освободительному движению 1941-45 гг.

Особого внимания на этом соборе заслуживают фарисейские попытки секретаря комиссии РПЦз(Л) по переговорам с МП протоиерея Александра Лебедева, см. репортаж «Руководители и участники IX Всемирного Русского Народного Собора ответили на вопросы журналистов»:

«Отвечая на вопрос о нравственной оценке участия русских священнослужителей в Великой Отечественной войне по обе стороны фронта, протоиерей Александр Лебедев отметил: "Православные русские люди, живя по всему миру, являлись гражданами многих стран. Так, в Германии к началу Второй мировой войны насчитывалось более 60 русских приходов, состоявших из эмигрантов, которые приняли германское гражданство. Будучи лояльными гражданами своей новой родины, эти люди принимали участие в боевых действиях на стороне Германии. Если обратиться к историческому опыту Церкви, то уместно напомнить, как святитель Николай Японский молился за свою японскую паству, а ведь она также принимала участие в военных действиях против России в русско-японской войне"».

Трусливо-угодливо пытаясь отмежеваться от всего прошлого русской эмиграции – в том числе и вооружённого участия в борьбе против коммунизма в 1941-45 гг.-- и прислужиться к новым хозяевам от МП, добрый батюшка-перевёртыш лжёт и извивается как уж, пытается притянуть за уши факты, не имеющие никакого отношения к теме. Кроме всего прочего, основная масса добровольцев Русского освободительного движения состояла не из «граждан своей новой родины», как лживо намекает тов. Лебедев, а из советских военнопленных. И не только потому, что их было больше, но ещё и потому, что немцы неохотно принимали на службу «старых эмигрантов».

Во время же майских празднований "Великой Победы" в "Великую Отечественную войну" Лавровский синод ещё раз доказал, что предавать можно и молчанием. В то время как "патриарх Алексий II" всячески изливал восторги об этой победе сил зла над русским народом, РПЦз(Л) оглушительно молчала...

21 июня 2005 г. в процессе «воссоединения» РПЦз(Л) и МП произошло знаменательное событие – на официальных узлах этих организаций были опубликованы «Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом». Совместные заседания до сих пор шли за закрытыми дверями, в строжайшей тайне. Суть этих документов – полная капитуляция РПЦз(Л) перед МП – суммированы ЗДЕСЬ.

Во второй половине 2005 г. и в первых месяцах 2006 «на западном фронте» наступило сравнительное затишье. Прошли 5-я и 6-я встречи «объединительной комиссии», состоялись сослужения лавровских священников и епископов с кем попало (в том числе и с «духовенством» МП), прошли «выборы» делегатов на 4-й Всезарубежный Собор РПЦЗ(Л), намеченный на май 2006 г. и пр. «мелочи». Результаты 5-й и 6-й встреч «объединительной комиссии» снова остались в секрете.

Самым ярким событием за этот период явилось, наверно, послание вождя РПЦЗ(Л) Шкурлы «участникам внеочередного съезда Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии» от 8 декабря 2005 г. Это «программное послание», в (верном) расчёте на непонимание паствой вопросов православного вероучения, пытается успокоить эту паству тем, что никакого «присоединения», «слияния» или «унии», дескать, не будет, а будет «всего лишь» единая Чаша(!). Драгоценное же имущество останется в руках лавровского епископата. Главная мысль этого послания выражена так:

«Если все вопросы и проблемы, препятствующие молитвенно-евхаристическому общению, решатся в соответствии с нашими принципиальными позициями, то, по всей вероятности, формой нашего общения с Церковью в России станет таковой – одна Чаша, т.е. совместное служение, но два совершенно отдельных церковно-административных управления. Словом, наша Церковь сохранит свою самостоятельность во всех делах административных, хозяйственных, просветительных и пастырских, и мы останемся тем, чем были до примирения – самоуправляемой частью Русской Церкви».

Другими словами, можете спать спокойно, всё в порядке, «воссоединение» никак не отразится на вашей спокойной, сытой жизни...

С 6 по 13 мая 2006 года в Сан-Франциско прошёл "IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей". В четверг 11 мая собор большинством голосов в 95% утвердил резолюцию собора. Оказавшийся между двух огней, изолгавшийся епископат РПЦз(Л) в этой резолюции попытался оттянуть час расплаты как со своей паствой, так и с требующими определённого ответа "боссами" от МП. Паству попытались успокоить тем, что "мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей". Т.е. опять можете спать спокойно. А МП попытались умиротворить словами, "что в благоприятное для сего время, будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши". Как сработают эти попытки темнить -- покажет будущее.

Само собой разумеется, что МП добилась решительной победы тем фактом, что "белогвардейская церковь" признаёт её за ЦЕРКОВЬ и совершенно серьёзно рассматривает возможность "воссоединения" с нею...

6 сентября 2006 г. синод РПЦз(Л) завершил своё предательство, одобрив "Акт о каноническом общении" с МП. В своём сообщении это выражено так: "На основании опредeления Архиерейскаго Собора 15-19 мая 2006 г., утвердить и одобрить «Акт о каноническом общении» в исправленной редакции, предложенной церковными комиссиями на седьмой совмeстной встрeчe, как и другие выработанные комиссиями материалы". Это действо было несколько омрачено путаницей с подписями, но в общем "воссоединение" РПЦз(Л) с МП можно считать совершившимся, так как всё, что осталось сделать для формальной сдачи "белогвардейской церкви" -- провести некую церемонию подписания капитуляции в Москве и сослужения вождей РПЦз(Л) с вождями МП в Успенском соборе. Соответственно, редакция МоР предлагает в будущем принять предложение одного из своих читателей именовать РПЦз(Л) заграничным филиалом МП -- "МП(з)", т.е. "Московский патриархат заграницей". Этим будет подчёркиваться тот факт, что, присоединившись к лже-церкви МП, РПЦз(Л) утеряла своё право ассоциироваться с РПЦЗ.

25 сентября 2006 г. мирно скончался Блаженнейший Митрополит Виталий (Устинов), всю свою земную жизнь посвятивший Русской Православной Церкви: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства, Первоиерарх РПЦЗ с 1986 г. В течение всей свой жизни он верно служил Христовой истине, до конца не пойдя ни на какие компромиссы с предателями РПЦЗ.

Сегодня, 16 мая 2007 г., в канун подписания капитуляции в Москве и сослужения вождей РПЦз(Л) с вождями МП в Успенском соборе, редакция узла «Мысли о России» скорбит о чадах РПЦЗ, увлекаемых в бездну беззакония своими вождями. Краткая оценка этого события приведена ЗДЕСЬ.

Но все эти «победы» МП так и не достигнут её многолетней цели -- уничтожения белогвардейской церкви,-- так как среди епископата, клира и мирян РПЦЗ нашлось некое количество верных готовых продолжать служение Истине, продолжать оставаться чадами Тела Христова -- Его Церкви, чем была РПЦЗ в течение своего 80-тилетнего исповедания Веры Православной. Не важно, сколько верных понесут этот крест -- «Не в силе Бог, а в правде». Или, по выражению одного монаха: «Если я с Богом, то мы -- в большинстве».

П. Будзилович
Обновлено 16 мая 2007 г. (первоначально составлено 31 июля 2001 г.)
Наяк, шт. Нью-Йорк, США

В начало

---------------------------------------------------

Rambler's Top100