Оглавление рубрики

9 января 2009 г. Ввиду усилившегося в последнее время интереса к вопросу о ереси цареборчества редакция узла «Мысли о России» приводит в тексте многочисленные интернетовские ссылки на упоминаемые факты и события. Таким образом, несмотря на свою краткость (более обширное описание было опубликовано ранее), предлагаемое исследование фактически является своего рода «библиотечкой о ереси цареборчества».

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com ОБЯЗАТЕЛЬНА
---------------------------------------------------------------------------------------

Ересь цареборчества в ХХ веке

Ересь цареборчества – выступление против помазанника Божия и монархии – берёт своё начало в глубокой древности. Если смотреть в корень, то цареборчество фактически является богоборчеством, так как есть протест против богоугодной власти.

В Русской Православной Церкви («РПЦ») эта ересь тоже не нова. 11-й анафематизм против цареборчества Недели Православия, утверждённый Святейшим Правительствующим Синодом, который был признан Восточными патриархами и являлся ни чем иным, как Собором епископов и других духовных лиц (слово «Синод» переводится с греческого языка на русский как «Собор») гласит: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются, и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, – анафема, трижды». (В приведенной ссылке этот анафематизм стоит под № 10.)

11-й анафематизм Недели Православия полностью соответствует вероучению Православной Церкви, отчего после утверждения его дореволюционным Святейшим Правительствующим Синодом он имеет силу православного соборного определения. Из этого ясно следует, что цареборчество есть ересь, которая богохульно отрицает особые дары Святого Духа Православным Царям – помазанникам Божиим, а также отрицает предпочтительность Православного Самодержавия перед другими государственными строями.

В России эта ересь всенародно проявилась в печально-знаменитом послании Святейшего Правительствующего Синода от 9 марта 1917 г. (приводится по новой орфографии):

«БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ
СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

верным чадам Православной Российской Церкви.

Благодать вам и мир да
умножится (2 Петр. 1.2).

Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!

Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.

Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Россиею на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо Родины, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он   труды и начинания Временного Правительства, да дает ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного устроения.

Смиренный Владимир митрополит киевский
Смиренный Макарий митрополит московский
Смиренный Сергий архиепископ финляндский
Смиренный Тихон архиепископ литовский
Смиренный Арсений   архиепископ новгородский
Смиренный Михаил архиепископ гродненский
Смиренный Иоаким архиепископ нижегородский
Смиренный Василий   архиепископ черниговский
Протопресвитер Александр Дернов.

Церк. Вед. 1917
№ 9-15, стр. 57».

Другими словами, верховная церковная власть в лице Святейшего Синода в одночасье отреклась от СВОЕГО помазанника, а, заодно, и от богоугодной формы правления – монархии – и призвала «довериться» бунтарям-масонам. Не секрет, что Временное правительство, которому Синод призывал верующих «довериться», сплошь состояло из масонов. Трудно поверить, что члены Синода не знали об этом.

Кроме того, что, из-за своих действий, Синод подпал под свою собственную анафему, приведенную выше, Синод нарушил, по крайней мере, пять присяг:

Во-первых, «Утверженную грамоту об избрании на Московское Государство Михаила Феодоровича Романова» от 1613 г.;
Во-вторых, всенародную присягу на верность подданства Императору;
В-третьих, присягу перед посвящением в стихарь псаломщика;
В-четвёртых, присягу производимому во священника (дьякона);
В-пятых, присягу для членов Святейшего Синода.

В соответствии с правилом, что, сказавши «А», нужно говорить «Б» и далее, Святейший Синод вовсю развил свою цареборческо-богоборческую деятельность. В срочном порядке, воистину коммунистическими темпами, кастрировались веками устоявшиеся чинопоследования православных богослужений. Была создана комиссия под началом небезызвестного архиепископа Сергия (Страгородского). Да-да, того самого, который через 10 лет капитулирует перед коммунистической властью и выдаст на-гора свою Декларацию, ставящую РПЦ в полную зависимость от воинствующе-богоборческого режима.

Охваченные революционным запалом «архиереи-комиссары» убирали все утерявшие политкорректность места из различных богослужений. Естественно, одной из первых жертв стал анафематизм № 11 о цареборчестве («на воре шапка горит»?). В спешке, не дожидаясь рекомендаций комиссии архиепископа Сергия, уже 6 марта 1917 г. первенствующий член Святейшего синода митрополит Киевский Владимир разослал от своего имени по всем епархиям РПЦ телеграммы с распоряжением, что «моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство ея». Иными словами, уже 6 марта российский епископат сменил монархию на «демократию» и перестал на богослужениях поминать царскую власть. Тут уместно напомнить, что Великий Князь Михаил Александрович, которому император Николай 2-й передал власть, не отказывался от монархии как таковой, а лишь хотел услышать «глас народа» в виде решения по этому поводу от обещанного Учредительного собрания.

В спешке «прятать концы в воду», Св. синод так был занят, что полностью игнорировал приказ Временного правительства от 7 марта 1917 г. об аресте императора Николая 2-го и его семьи (без всякого юридического к тому основания, никаких преступлений ни император, ни, тем более, его семья не совершали) и выпустил очередное революционное определение, которым всему российскому духовенству предписывалось «во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома [да-да, в прошедшем времени! Ред. МоР], возносить моление “О Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном правительстве ея”».

С этим революционным настроем начался и прошёл Всероссийский Поместный Собор РПЦ 1917-1918 г. Деяния этого собора ярче всего отражаются не в том, что он сделал, а в том, чего не сделал («Молчанием предаётся Бог…»):

  1. Не осудил уничтожение православного самодержавия, власти «удерживающего» Помазанника Божия.
  2. Не отреагировал должным образом на зверское уничтожение императорской семьи 17 июля 1918 г., а пустился в прения по поводу того, что собор должен предпринять по этому вопросу. От чтения этих прений становится стыдно за «соборян»...

Другими словами, этот собор продолжил и углубил ересь цареборчества, вызванную к жизни «царским» Синодом в марте 1917 г....

Оказавшись в эмиграции, архиереи Русской Православной Церкови Заграницей («РПЦЗ») понесли знамя цареборчества и дальше. «Завоевания» революции были оставлены в силе, заведомый предатель Великий Князь Кирилл Владимирович был признан священноначалием РПЦЗ главой императорского дома. «Дикая» мысль вернуться к дореволюционному чинопоследованию никому не приходила в голову. Только в начале 1990-х годов Архиепископ Антоний Лос-анджелесский, сам по себе, официально откажется от «кирилловичей» после того как «глава Российского императорского дома», Владимир Кириллович, начнёт по холуйски выбивать подачки у Ельцина.

После распада РПЦЗ вследствие предательства его архиереев в 2000 г., приведшего к капитуляции перед Московской патриархией («МП») 17 мая 2007 г. («День позора»), разрозненные остатки «белогвардейской церкви» продолжали идти по проторенной дорожке цареборчества.

По-видимому, в наше время, первый намёк в РПЦЗ на необходимость покаяния и возвращения к дореволюционному Православию прозвучал в докладе пастырскому совещанию РПЦЗ(В), состоявшемуся 20-23 марта 2008 г. в г. Монреаль, Канада, озаглавленном «Покаяние – словом или делом»?

В этом же 2008 г., в октябре, группа священнослужителей и мирян РПЦЗ(В) обратилась к предстоящему Архиерейскому Собору РПЦЗ(В) с просьбой рассмотреть ряд предложений для включения их в повестку дня Собора, в том числе и о цареборчестве и возможности возврата к дореволюционному чинопоследованию. Ответа авторы Обращения не получили. Как и не были рассмотрены предлагаемые вопросы, а о монархии было высказано суждение, которое противоречит догматическому учению Православной Церкви. Вместо попытки покончить с цареборческой ересью Собор совершил две, мягко выражаясь, сомнительные епископские хиротонии, которые вызвали исход священнослужителей и мирян из РПЦЗ(В).

Вопрос же о ереси цареборчества среди ВСЕХ остатков РПЦЗ так и не поднимается. Но стал на повестку дня в совершенно неожиданной среде – лже-церкви МП. Начиная с Богоявления 2007 г., епископ МП Чукотский и Анадырский Диомид громогласно осуждает священноначалие МП за всевозможные ереси, включая цареборчество, за что и был лишён сана.

+ + +

В начало

Rambler's Top100