17 марта 2007 г.

Оглавление рубрики

---------------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com ОБЯЗАТЕЛЬНА
---------------------------------------------------------------------------------------------

Пастырское Совещание духовенства РПЦЗ(В) епархий США и Канады с участием мирян
17 фев./2 марта – 19 фев./4 марта 2007 г.


Милостью Божией с 17-го по 19-е февраля (2 – 4 марта н. с.) 2007 г. священнослужители РПЦЗ(В) Северной Америки, при участии мiрян, собрались на Великопостное говение и Пастырское совещание в г. Эдмонтон канадской провинции Альберта. Прибыть на совещание смогли почти все: епископ Сан-францисский и Западно-Американский Владимiр, протоиерей Константин Федоров, протоиерей Спиридон Шнайдер, иерей Евгений Санталов, иерей Кирилл Бартошевич, иерей Христофор Джонсон, иерей Андрей Ломов, иерей Андрей Грицко, дьяконы Иоанн Сомерс, Алексей Фимин, Сергий Агу; также присутствовали иерей Андрей Кенсис – настоятель Свято-Владимiрского Собора, где проводилось Совещание, и епископ Эдмонтонский и Западно-Канадский Варфоломей, а также несколько чтецов и мірян от разных приходов и общин, числом более дюжины. Несмотря на снежную бурю и ледовый шторм на северо-востоке континента, все добрались вовремя и в собрании приняли участие все, кто намеревался. Остальные молитвенно были с собравшимися, ибо по разным причинам не смогли отлучиться со своих мест, о чем сообщили заранее.

В пятницу, в день памяти великомученика Феодора Тирона, утром все собрались в кафедральном Соборе Западно-Канадской епархии в честь Св. Равноапостольного Великого Князя Владимiра – Просветителя Руси, где владыка Владимір отслужил молебен о начале всякого добраго дела. После молебна собравшиеся спустились в трапезную, пропели молитву «Царю Небесный», и оба архиерея благословили собрание, после чего владыка Варфоломей удалился ввиду болезни.

В начале совещания епископ Владимiр сказал вступительное слово, которым направил обсуждение в мирном русле, в духе Истины и братолюбия. Затем пастыри и представители приходов, от которых не смогли прибыть батюшки, поведали о своих общинах, их трудностях и радостях. После этих выступлений все заметно воодушевились тем, что большинство живет полной приходской жизнью. Во всех приходах, где есть батюшка, регулярно проводятся службы; в нескольких приходах служатся большинство из возможных служб в течение всей недели. Приходы состоят из людей самых разных происхождений: русские всех волн иммиграции, множество греков, болгары, поляки, румыны, православные американцы и канадцы, а равно и другие народы. Также, все порадовались тому, что Североамериканские приходы богаты талантливыми членами, среди которых есть чтецы и псаломщики, профессиональные регенты, иконописцы, мастера свечного дела, ювелиры, печатники, мастеровые и проч. В чуть менее половины представленных приходов, службы идут на английском языке, однако, как показал ход собрания, а наипаче совместные службы, никакого языкового барьера между собравшимися нет; впрочем, его и быть не может, ибо мы Отца и Сына и Святаго Духа исповедуем единым сердцем.

После рассказов о приходах, обсуждался вопрос о предназначении РПЦЗ(В), как законной продолжательницы исторического направления РПЦЗ. О.Константин Фёдоров сделал доклад о традиционном Церковном курсе РПЦЗ, проводимом Митрополитом Филаретом, который говорил о двух миссиях Русской Православной Церкви Заграницей: Первая – держать что имеешь – сохранять истинную Российскую Церковь для того, чтобы во благовремя вернуть Ее России. Вторая – нести свет Православия в мір, который потерял истинную веру. Митрополит Филарет, как и святитель Иоанн (Максимович), протягивал руку каждому желающему спастись, независимо от происхождения, – ибо нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:11); мы знаем, как гибли целые народы, увлекшиеся учениями противными этому.

Даже во времена Митр. Филарета распространялось ложное учение, что Русское Православие – исключительное, что это не то же самое, что Греческое Православие, и даже, что это – другая церковь. То же самое мы видим, что сегодня это происходит и с Грузинской Церковью. И в то время в РПЦЗ стала проявляться нездоровая тенденция, что эта Церковь – исключительно для русских. Однако, ни один митрополит, ни один Зарубежный святитель не исповедовал такого учения. Святитель Иоанн Шанхайский, например, служил и на английском и даже на китайском языке, доказывая вселенский характер Церкви, и принадлежность к ней РПЦЗ.

В 1970-х годах весь православный мір был потрясен исповеданием веры, которое Митрополит Филарет выразил в специальном послании вскоре после того, как Константинополь «отменил» анафему на еретиков. Своей проповедью міру Приснопамятный Владыка Филарет изложил ясное видение истинной Православной веры. Проповеди Митр. Филарета были преисполнены безусловной любовью; он обращался ко всем православным, как ко своим пасомым. Его проповеди призывали православных всего міра вернуться к святоотеческому исповеданию веры. Послание Митрополита Филарета, как обоюдоострый меч разделило весь православный мiр на исповедников и на людей, не желающих хранить чистоту веры, тех, кто выбрал идти по пути лицемерных компромиссов. Также и Митрополит Виталий неоднократно говорил, что мы ходим по острию ножа, и что каждому придется выбирать – со Христом ли он, или против Него.

Затем обсуждались вопросы языка службы. Было выражено мнение, что, в то время как церковно-славянский язык освящен многовековой Церковной историей, английский язык позволяет новым англоязычным прихожанам лучше понять Православное Богослужение. После того, как к службе привыкают и хорошо ее знают, язык служения не имеет особого значения. Во многих северо-американских Церквах служба ведется на обоих языках попеременно. Мы должны проповедовать всем языкам, национальностям и группам, но нам поверят, только если мы будем проповедовать своей жизнью.

Обсуждался также вопрос о сообщении с Зарубежными священниками, которые в свое время не поддержали исповеднический путь Блаженнейшего Митрополита Виталия, и теперь пребывают в унынии и разочаровании, нуждаясь в поддержке. Владыка Владимiр сказал, что в РПЦз(Л) есть священники, которые не хотят соединения с МП и подвергаются за это гонениям. Они разговаривают и с владыкой, и с батюшками нашей Церкви. Затруднения к переходу у них не по вопросам Веры – они стоят на том же понимании, что и мы, и внутренне они всегда поддерживали Митрополита Виталия, когда он был жив. В этой связи о. Константин сказал, что затруднения чисто бытового характера – в вопросе жилья и денежной зависимости от приходов. Таким образом, нам следует о них молиться, не осуждая, чтобы Господь послал им силы вырваться из зловещей паутины. Вл. Владимир замечает, что духовное уныние и неспокойствие духа у этих искренних священников, по его личному мнению, связаны не только с отступлением от Православной веры и Церкви со стороны лавровской иерархии, но также и с тем, что синод архиепископа Лавра был анафематствован Митрополитом Виталием в ноябре 2001 года (помимо анафематствования М. Донскова), когда он, синод, воздвиг гонения и аресты на четвёртого Первоиерарха РПЦЗ. Вот это-то приобщение к анафематствованному синоду архиеп. Лавра, вероятно, и вызывает томление в сердцах несогласных с Отступлением батюшек. В связи с вопросом о пастырском приветствии таких священников: «Христос посреди нас», владыка Владимір сказал, что это вопрос, скорее, литургического общения, который возможен лишь после присоединения этих клириков к РПЦЗ(В). Нужно ограничиться миссионерским приветствием, как, например, «Христос воскресе!».

В ходе обсуждения был также поднят вопрос о возможности, при исключительных обстоятельствах, причастия мірян в других Церквах. Приводились примеры, что ранее некоторые епископы и даже первоиерархи позволяли мірянам причащаться, например, у греков-старостильников. Однако, владыка Владимір сказал, что то время прошло и теперь мы не знаем ни одной другой Церкви, в которой мы могли бы позволить причащаться нашим пасомым. Как общее правило для решения этого вопроса, владыка привел следующее рассуждение. Если пастырь может позволить мірянину причащаться в той или иной Церкви, то, следовательно, и ему ничего не должно воспрепятствовать в ней причащаться и служить (что, без решения Собора по этому вопросу, он делать самостоятельно, конечно же, не вправе).

Обсуждались также вопросы Церковного общения через интернет и создания северо-американского узла. Было постановлено, что этот вопрос будет решаться в ближайшее время, однако необходимо сначала уделить внимание официальному эл. узлу нашей Церкви, который нуждается в коренном обновлении, а затем заняться другими проектами.

В связи с Интернетом было также высказано мнение, что, несмотря на благочестивый характер некоторых обсуждений, в которых принимают участие пасомые, существует большой риск подмены, когда вместо церковной и домашней молитвы, которая должна лежать в центре духовной жизни, оказывается многословная переписка по Интернету. Впрочем, все согласились, что для разсеянных по всему свету верных, в особенности тех, кто весьма удален от священника, Интернет может быть единственным способом общения с братьями во Христе, и который должен служить лишь для спасения душ человеческих и в миссионерских целях.

На сем первый день собрания был завершен молитвой ко Пресвятой Богородице. После чего состоялась легкая трапеза, а затем все поднялись в храм для совершения таинства Елеосвящения – Соборования.

Долгое время не участвовали верные чада РПЦЗ в этом удивительном Таинстве во всей полноте – при стечении множества священников, когда их было бы числом семь, как предполагается чином Соборования. В этот раз священников, включая владыку, было даже более семи. Таким образом, Таинство совершилось во всем благолепии и полноте. И священство и прихожане храма Святого Равноап. Вел. Кн. Владиміра были заметно воодушевлены и Самим Таинством и тем особенным праздничным духом его соборного совершения.

Владыка Владимiр читал канон по-церковнославянски, а хор пел ирмосы по-английски. Затем читался Апостол и Евангелие по очереди всеми священниками, начиная с владыки. Одни читали по-английски, другие по-церковнославянски. Также и ектинии, которые были положены по чину, говорили три дьякона поочередно.

Приняв помазание Св. Елея во исцеление души и тела, все умиротворенные и с новыми духовными силами послушали проповедь владыки Владиміра о Таинстве Соборования и удалились на покой.

В субботу святителя Льва, папы римского в 4 часа утра духовенство и прихожане совершили Божественную Литургию. После легкого завтрака, участники собрания вновь собрались в трапезной собора и, призвав на помощь Царя Небесного, продолжили совещание.

Было решено проводить подобные совещания ежегодно во второе воскресение Великого Поста попеременно во всех приходах Северной Америки. Великий Пост был избран по многим причинам. В основном, это, конечно, особая мобилизация духовных сил, необходимая для решения важных вопросов совместным, соборным обсуждением. Также, хорошо, чтобы Великим Постом для прихожан Таинство Соборования совершалось семью священниками, как полагается уставной традицией. Таким образом, тот приход, где будет проходить собрание, удостоится этой радости. Второе воскресение Вел. Поста выбрали потому, что это единственный праздничный день, в который наиболее возможно, ради церковной пользы, отлучиться из прихода. Следующее собрание планируется провести в Монреальском приходе преподобного Серафима Саровского.

После этого обсуждали необходимость организации летних лагерей для молодежи, которые позволят в оторванной от мірской суеты обстановке воспитывать молодое поколение православных. Отец Константин рассказал о своем опыте в России. В его летнем лагере – по два раза в день беседы о Законе Божием. Дети живут в палатках. Помимо всех возможных литургий, служится полунощница и читаются утренние и вечерние молитвы. Также об опыте устроения летнего детского лагеря в эдмонтонском приходе Св. Равноап. Вел. Кн. Владиміра рассказал отец Андрей Кензис. Для организации лагеря, было решено на приходах узнать мнение об этом прихожан, и, исходя из их желаний и возможностей, работать в этом направлении соответствующе.

На совещании было предложено также принять молитву Новосвященномученика Митрополита Иосифа Петроградского о Святой Церкви *) для чтения во время Литургии. Однако, внесение молитвы в Чин Литургии находится в ведении Собора епископов. Впрочем, ее, безусловно, можно использовать во время молебнов и домашней молитвы.

По инициативе отца Андрея Кенсиса был поднят вопрос о местном почитании Митрополита Филарета в приходах Северной Америки. Отец Константин показал фотографии нетленных мощей Вл. Филарета. По всему міру множество чудес происходит по молитвам митрополита, и многие почитают его как святого.

Местное почитание святых в Православной Церкви обычно относилось к местным праведникам, блаженным, юродивым. Но личность Митрополита Филарета имеет всецерковное, вселенское значение, он – святитель, оказавший влияние на весь Православный мір, а потому участники Совещания выражают надежду, что прославление его будет совершено единодушно всей Церковью. Мы все верим, что владыка Филарет – Исповедник в век апостасии, наш заступник и молитвенник, прославленный Господом нетленными мощами, и если бы весь Собор епископов был бы здесь, то мы могли бы его прославить в духе любви, мира, единодушия и братолюбия. Отец Константин Федоров подтвердил, что и в России готовы к такому прославлению. Таким образом, Пастырским Совещанием было решено ходатайствовать перед Собором епископов о прославлении Владыки Митрополита Филарета, третьего Первоиерарха РПЦЗ.

Также обсуждался вопрос о Календаре. В последнее время в различных Церковных календарях стали добавляться все новые и новые святые, некоторые из которых вызывают сомнение, а некоторые «прославлены» лишь Московской Патриархией. Вполне может быть, что многие из этих добавленных – действительно святые, но Церковь не должна слепо принимать такое самовольничество до решения Архиерейского Собора. Было решено в Северо-американских приходах руководствоваться календарем РПЦЗ, опубликованным до 1999 года.

По окончании собрания, в субботу вечером служилось всенощное бдение, а в воскресение, в день памяти Святителя Григория Паламы – Божественная Литургия св. Василия Великого архиерейским чином. Опять соборное служение возымело особенное умиротворяющее действие на всех присутствовавших. И снова, несмотря на совершение службы на двух языках (церковно-славянском и английском), чувствовалось подлинное единодушие. Во время Малого Входа епископом Владимиром за верное служение Церкви Христовой был награждён фиолетовой скуфьей священник Евгений Санталов, клирик Сан-францисской и Западно-Американской епархии. О. Евгений ещё до раскола в РПЦЗ закончил с отличием, первым учеником, Свято-Троицкую духовную семинарию, имеет степень бакалавра богословия и уже семь лет служит священником в Зарубежной Церкви. В конце службы с благословения владыки, отец Константин утешил всех воодушевлённой проповедью о покаянии.

Во время Праздничной трапезы владыка Владимiр и священство поприветствовали и поблагодарили сестричество и братию Собора Св. Равноап. Вел. Кн. Владиміра за жертвенное служение Св. Церкви, сердечный прием и заботу. После трапезы о.Спиридон Шнайдер показал на большом экране фотографии из своих поездок в Есфигменский монастырь св. горы Афон. Прихожанин Игорь Соболев рассказал о Церковной ситуации в Сербии. Владыка и батюшки отвечали на многие вопросы прихожан. На этом собрание было закончено и гости стали разъезжаться по своим приходам, чтобы донести благую весть о единстве и сердечной взаимной любви среди священства Северной Америки до своих пасомых. Дай нам всем Бог и впредь проводить свою жизнь в этом духе братолюбия и любви к Истине-Христу, ибо только Он сделает нас свободными – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Эдмонтон, Канада, 2007 г.
Участник Пастырского Совещания

________________________

*) Молитва Митрополита Иосифа о Святей Церкви

О, Премилосердый, Всесильный и Человеколюбнейший Господи Иисусе Христе Боже наш, Церкве Зиждителю и Охранителю, воззри благосердым оком Твоим на Церковь Православную, люте обуреваемую напастей бурею. Ты бо рекл еси Господи: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ей. Помяни обещание Твое неложное: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Буди с нами неотступно, буди нам милостив, молит Тя многострадальная Церковь Твоя. Укрепи нас в правоверии и любви к Тебе благодатию и любовию Твоею, заблуждающия обрати, отступльшия и ожесточенныя умягчи: всякое развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию, исправи. Сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати лица Твоего от нас, не до конца гневающийся Господи! Воздаждь нам радость спасения Твоего, отри слезу от очей плачущих, всякую нужду и скорбь людей Твоих утоли. Огради нас всемогущею силою Твоею от всяких напастей, гонений и озлоблений, изгнаний и заключений. Тобою спасаеми, достигнем пристанища Твоего Небеснаго, и тамо с лики Честнейших Небесных Сил прославим Тебе, Господа и Спасителя нашего, со Отцем и Святым Духом, во веки веков, Аминь.


В начало

Вступительное слово

Дорогие о Господе отцы и братие!

Благодарение Господу за то, что Он сподобил нас сегодня собраться на эту пастырскую встречу духовенства епархий США и Канады. После блаженной кончины нашего Первоиерарха Блаженнейшего Митрополита Виталия мы осиротели, оставшись временно без соборно-избранной главы нашей Зарубежной Церкви. Из-за возникших искушений и нестроений до сих пор не удалось собрать Архиерейский Собор, но, полагаясь на волю и помощь Божию, будем надеяться, что в единодушии и братской любви между оставшимися в малом числе архиереями, он всё же состоится. Было бы желательно, чтобы он состоялся с непременным участием духовенства и выборных мирян от приходов.

Тем не менее, мы не унываем в наших современных условиях, стараемся укрепляться о Господе, сохраняя верность Русской Православной Церкви Заграницей.

Чтобы сохранить себя, и в вероисповедном и в нравственном отношении, в условиях современной жизни, каждый православный пастырь должен всеми силами прилагать усердие и старание к поддержанию в себе духовной жизни, подвигая к этому и своих пасомых. Одно из средств для этого, помимо обязательной церковной молитвы, – неопустительная ежедневная домашняя молитва. Каждый, и пастырь и пасомый, должен поставить себе за правило – непременно молиться дома утром и вечером (если кто-то сильно устал после работы, то хотя бы кратко помолиться, но сделать это стараться неопустительно). Священнослужители же особенно должны стараться образовывать себя в «поучении Закона Господня». Если даже чтецу вменяется в обязанность на всякий день прочитывать хотя бы одну главу из Св. Евангелия, то тем более священнику необходимо постоянно изучать всё Священное Писание, святоотеческое толкование на него, а также вдохновляться и освящаться через чтение творений Святых Отцов Церкви.

Необходимо также обращать внимание на избавление от особенного духовного изъяна нашего времени – духа постоянного недовольства, ропота и спорливости – словопрения между собой и с внешними.

Св. Апостол Павел пишет к Тимофею: «тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1 Тим. 4-5). Спорливость несвойственна христианскому духу: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» – поучает коринфян Св. Ап. Павел (1 Кор. 11, 16).
Приснопам. Архиеп. Аверкий (Таушев) замечает, что для того, чтобы оцерковлять паству или современное общество, первое и основное практическое указание для пастыря – это прежде всего «оцерковить» свою собственную личную жизнь и жизнь своей семьи. Духовная жизнь не лишена скорбей и искушений, но нужно стараться направлять её в русло мирного духовного устроения. Любое деяние, любая проповедь должны начинаться с насаждения мира.

«Церкви же, – говорится в Деяниях Свв. Апостолов, – по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и при утешении от Святаго Духа, умножались» (Деян. 9, 31). «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим», «Добрых и полезных душам нашим и мира мiрови у Господа просим», «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим», «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшнем судище Христовом просим» – молимся, испрашиваем мы за каждым Богослужением. Эти все прошения только из одной сугубой ектении. «Мир всем» – неоднократно произносит священник во время службы. Почему мы так часто и много просим о мире? Не только о мирной жизни на земле, хотя и это тоже важное прошение и обстоятельство, но, в основном, о мире душевном в нашей духовной жизни. Потому что, как учит нас Св. Церковь, стяжать благодать Святаго Духа может только мирное, умиротворённое христианское сердце, находящееся в мире с Богом, со своей совестью и с ближними. Вот в этом и состоит назначение деятельности каждого пастыря и назначение каждого прихода. «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них» – неложно говорит нам Сам Господь (Матф. 18, 20). Естественно, собраны – в единении мира и любви, на основе православного исповедания христианской веры.

В нынешнее время нестроений, происходящих в нашей Церкви, необходимо мужественно и терпеливо переносить встречающиеся искушения, не давая места унынию и негативно-критическому расположению духа, с помощью Божией созидая души христианские в мире, братолюбии и единстве со своим священноначалием, помогая в укреплении архиерейского единства и противостоя тому, что (или кто) это единство пытается нарушить. Господь ободрял Своих учеников, сказав им, что если их мир и их проповедь не будут приняты, то пусть этим они не смущаются и не падают духом.

Приснопам. Архиеп. Никон (Рклицкий) полувека назад на одном из пастырских совещаний говорил: «Страшное время переживаем мы. Горсточка нас. Все против нас, а если и не против нас, то не с нами. Не безнадёжно ли наше положение? Нет! Никак. Напротив того – огромны наши преимущества. Первое – то великое богатство, которым обладаем мы: Истина Православия. Второе – сохранение нас в лоне Истинной Церкви. Не заслуга то наша, но милость Божия неизреченная». К этим словам можно добавить ещё одно преимущество – непобедимость нашей Православной веры, веры Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Наша цель не временная, а вечная, и временные кажущиеся победы врагов не означают ея поражения. Господь наш Иисус Христос, НИКА, Победитель, остаётся и останется непобедим в вечности, а тем самым и мы – если мы с Ним и если мы сохраним Ему верность до конца.

...«сущии бо по плоти плотская мудрствуют, а иже по духу духовная. Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир» (Рим. 8, 5-6). Не являются ли эти слова Ап. Павла, существенные для нашего времени, приложимы также и к нам, пастырям, здесь собравшимся? И не основной ли целью любого пастырского собрания является укрепление в мудровании духовном, в борьбе с мудрованием плотским? В сокрушенном духе мы осознаём свои немощи, которые каждого охватывают – так сильно во всех нас плотское, и так трудно даётся духовное. Но не будем унывать и падать духом, а будем продолжать в смиренном духе «работать Господеви», в благодарности склоняясь перед Спасителем, так нас взыскавшим своими милостями, и благоволившим служить, научаться и последовать тесным путём с рабом Своим – Блаженнейшим Митрополитом Виталием, который явился в наше лукавое время поистине исповедником Церкви, исповедником Истины и который указал нам своим примером истинный путь Зарубежной Церкви. Этот путь тесный и тяжёлый, пусть никто не обольщает себя в обратном, но в то же время и утешительный, согласно слову Спасителя: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Матф. 11, 30).
Этот путь наш, путь верности нашей дорогой Русской Православной Зарубежной Церкви, враг нашего спасения всегда будет стараться омрачать различными раздорами, разделениями и нестроениями, но нашей задачей против этого является прежде всего духовное оружие – сохранять и укреплять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), как и Ап. Павел заповедует: «дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 6). «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (15, 5). Аминь.

+Епископ Владимир

+ + +

В начало

Rambler's Top100