Оглавление рубрики

2 ноября 2006 г. В первых числах ноября 2006 г. на официальных узлах Русской Православной Церкви заграницей, «РПЦз(Л)», и Московского патриархата, «МП», одновременно появились сообщения о том, что шестилетний путь предательства и лжи завершился фактическимм подчинением РПЦз(Л) МП. Такой исход неоднократно предсказывался редакцией узла «Мысли о России», «МоР», начиная с декабря 2000 г., когда редакция открыла рубрику «Отклики» для освещения главных вех этого процесса «воссоединения».

Так как в прошлом редакторы узла РПЦз(Л), в страхе перед своей паствой, часто искажали события процесса «воссоединения», то редакция МоР ниже использует документы, опубликованные на узле МП. Не потому, что МП более правдив -- в этом они достойны друг друга,-- а потому, что в качестве хозяина положения, МП нечего бояться. И поэтому репортажи МП точнее представляют картину предательства РПЦз(Л).

Причина, по которой редакция МоР полностью воспроизводит заключительные документы по «воссоединению» та, что -- снова по опыту прошлого,-- эти документы могут исчезнуть из Интернета в «щели-напоминателе» Джорджа Орвелла, «1984». Однако всюду приведены ссылки на оригиналы ДОКУМЕНТОВ. Ссылки в самих документах опущены редакцией МоР ввиду их пропагандистской цели. Читатели, желающие ознакомиться с ними, могут сделать это, открыв соответствующие документы на Интернете.

Так как капитуляция РПЦз(Л) перед МП теперь официально признана обеими сторонами, то редакция МоР хочет СНОВА обратить внимание членов РПЦз(Л), которые не хотят присоединяться к организации, являющейся не Церковью – Телом Христовым, а одним из министерств правительства РФ, на подробную инструкцию «Что делать», опубликованную на узле МоР более двух лет тому назад.

Перечень приведенных документов:

1. Вступление
2. Акт о каноническом общении
3. Приложение к Акту о каноническом общении
4. Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com ОБЯЗАТЕЛЬНА
---------------------------------------------------------------------------------------

1. Вступление

Документы, выработанные на совместных заседаниях комиссии Московского патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом.

В соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви ниже публикуются Акт о каноническом общении и Приложение к нему. Эти документы были совместно выработаны комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Их текст одобрен Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

Ранее, 21 июня 2005 года, были опубликованы иные документы, подготовленные комиссиями и также одобренные Священным Синодом Московского Патриархата и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

В связи с тем, что комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом завершили рассмотрение перечня тем, предложенного для их работы Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в мае 2004 года в дни визита в Москву Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, на восьмом совместном заседании комиссий, состоявшемся в Кельне 24 – 26 октября 2006 года, был подготовлен документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви».

+ + +

2. Акт о каноническом общении

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви – Московского Патриархата), собравшимися на заседание Священного Синода в Богоспасаемом граде Москве (3–8 октября 2004 года), , и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями – членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание(Сан-Франциско, 15–19 мая 2006 года),

руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,

учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

– настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11. 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии сущим.

+ + +

3. Приложение к Акту о каноническом общении

Акт о каноническом общении вступает в силу по утверждении его Священным Синодом Русской Православной Церкви, действующим на основании определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью» (Москва, 3–8 октября 2004 года), и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, действующим на основании резолюции «Об Акте о каноническом общении» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 15–19 мая 2006 года).

1. В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения и изменения должны быть в установленном порядке внесены в главу VIII Устава Русской Православной Церкви («Самоуправляемые Церкви»), а также в Положение о Русской Зарубежной Церкви.

2. Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха.

3. В странах рассеяния, где существуют параллельные церковные структуры, а также на Святой Земле, с обеих сторон будут с подобающей пастырской осмотрительностью прилагаться все усилия для разрешения проблем, препятствующих успешному сотрудничеству и совместному свидетельству.

+ + +

4. Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви

Завершая восьмую встречу Комиссий и подводя итоги совместной работы, следует обратиться к пройденному пути, начало которому положила встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, состоявшаяся в мае 2004 года в Москве. Перед Комиссиями была тогда поставлена задача подготовить документы, необходимые для восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью.

Путь к диалогу был открыт коренными переменами в жизни Православной Церкви в России: восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, налаживаются приходская жизнь и церковное образование, все больше людей приходят к православной вере. Православные христиане в России и в рассеянии, дети одной Матери-Церкви, наследники единой великой духовной традиции, сознают неестественность продолжающегося разделения. Встречи клириков и мирян, совместные конференции, общение на епархиальном и приходском уровне способствовали разрушению ранее сложившихся стереотипов и отказу от предвзятых оценок, направляли взаимоотношения в созидательное русло и тем самым приготовили почву для диалога на иерархическом уровне.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года, который прославил сонм Новомучеников Российских и принял другие принципиально важные решения, стал событием, положившим основу для необратимого движения к единству. Деяния Собора вызвали благоприятный отклик со стороны Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, состоявшегося в октябре того же года. За этим последовал ряд практических шагов, направленных на сближение.

Наконец, в светлые пасхальные дни 2004 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Россию прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром. После совместной молитвы на мощах святых мучеников на Бутовском полигоне, где отдали жизнь за Христа десятки тысяч православных христиан, стало очевидным, что настало время «преодолеть трагическое разделение нашего народа, возникшее вследствие революции и гражданской войны и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью которой всегда осознавала себя Русская Зарубежная Церковь. Наша цель, - говорится в документе, принятом в дни визита митрополита Лавра, - приблизить тот день, когда мы единеми усты и единем сердцем будем славить Бога».

Ради устранения препятствий к полному церковному общению, Святейший Патриарх Алексий II и Высокопреосвященнейший митрополит Лавр призвали паству к усердной молитве о благословенном завершении начатого пути. Комиссиям по диалогу, созданным решениями Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, было поручено, «исходя из исторического опыта Русской Церкви, а также задач, стоящих перед Церковью сегодня, выработать совместное понимание следующих тем:

• о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;
• о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;
• о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;
• о канонических условиях для установления евхаристического общения».

В ходе восьми совместных заседаний Комиссий, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кёльне с июня 2004 года по октябрь 2006 года, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание этих принципиальных вопросов. К настоящему времени все эти документы одобрены Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В документе «Об отношениях Церкви и государства» говорится: «Церковь призвана оказывать духовное влияние на государство и его граждан, свидетельствуя о Христе, защищая нравственные устои общества. Взаимодействуя с государством ради блага народа, Церковь, однако, не должна принимать на себя государственных функций. Государство же не должно вмешиваться во внутреннее устройство, управление или жизнь Церкви. Церкви надлежит поддерживать все добрые начинания в государстве, в то же время противостоять злу, безнравственным и вредным общественным явлениям и всегда твердо исповедовать Правду, а при наступлении гонений продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа».

Эти принципы, на которых Русская Церковь строит свои отношения с государством, были приняты ранее на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, прославившем Новомучеников Российских. Архиерейский Собор провозгласил: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Осмыслению событий церковной истории ХХ века в свете этого понимания посвящен подготовленный Комиссиями на 4-м заседании «Комментарий» к документу «Об отношениях Церкви и государства».

Комиссии ознакомились с подходами к взаимоотношениям Православной Церкви с инославными конфессиями, сложившимися в Московском Патриархате и в Зарубежной Церкви. Несмотря на различия, обусловленные разными обстоятельствами церковной жизни, обе стороны единодушно заявили:
«Русская Православная Церковь строго придерживается изложенного в Символе веры учения, что Церковь Христова едина …

Условием участия Православной Церкви в межконфессиональных организациях, в том числе во Всемирном совете церквей, является исключение религиозного синкретизма. Православные христиане настаивают на своем праве свободно исповедовать веру в Православную Церковь как Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь без каких-либо уступок так называемой "теории ветвей" и решительно отвергают всякие попытки размывания православной экклезиологии. Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями ... Формы взаимодействия с инославием Церковь должна определять на соборной основе, исходя из своего вероучения, канонической дисциплины и церковной целесообразности» (документ «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям»).

О конкретных же проявлениях таких взаимоотношений в документе сказано следующее: «Не отвергается возможность сотрудничества с инославными, например, в деле помощи обездоленным и защиты невинных, в совместном противостоянии безнравственности, в осуществлении благотворительных и образовательных проектов. Уместным может быть и участие в общественно значимых церемониях, в которых представлены и другие конфессии. Кроме того, диалог с инославными остается необходимым для свидетельства им о Православии, для преодоления предрассудков и опровержения ложных мнений. При этом не следует сглаживать и затуманивать реально существующих различий между Православием и иными вероисповеданиями».
При таком понимании границ в отношениях с инославными ясно, что участие Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей не имеет экклезиологического значения. Московский Патриархат рассматривает эту организацию лишь как форум, поскольку Церковь как Тело Христово по самой природе своей не может быть частью инославного организма. Эта позиция недвусмысленно выражена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года в “Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию”.

Важнейший из документов, выработанных Комиссиями, – «Акт о каноническом общении», который был рассмотрен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, IV Всезарубежным Собором и Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, а затем одобрен Священным Синодом Московского Патриархата и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

В «Акте о каноническом общении» признается самостоятельность Русской Зарубежной Церкви в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Ее Архиерейский Собор сохраняется, при том, что ее епископат, клир и миряне полноправно участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, а епископы – также в ее Архиерейском Соборе и Священном Синоде в установленном порядке. Решения Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и ее Священного Синода действуют в Русской Зарубежной Церкви с учетом ее Устава и условий ее существования в рассеянии.

Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви были приняты предложения Комиссий о статусе клириков, перешедших из других юрисдикций и находившихся под каноническими прещениями, а также о приходах РПЦЗ на канонической территории Московского Патриархата. Священноначалие обеих сторон подтвердило, что данные проблемы должны быть разрешены на основании священных канонов, в духе любви и икономии.

Там, где это представляется необходимым, в приходах Русской Зарубежной Церкви, в том же духе икономии, по усмотрению правящего архиерея может быть введен пятилетний переходный период с особенностями литургического поминовения.

Священноначалие обеих сторон одобрило предложение Комиссий созвать после принятия “Акта о каноническом общении” совещание архипастырей Русской Православной Церкви, несущих свое служение в странах рассеяния, и утвердило список тем, подлежащих обсуждению.

Подходя к концу нынешнего этапа своей работы, члены Комиссий сознают, что за годы разделения накопилось немало вопросов, которые ждут своего осмысления и решения. Это и взаимодействие в жизни зарубежных епархий и приходов, и православная миссия, специфика отношений с инославными, согласование празднований новопрославленных святых, мартирологов, уточнение титулов епархиальных архиереев. Эти и другие оставшиеся церковно-канонические и пастырские проблемы, а также те вызовы, которые еще будет ставить перед Церковью наше сложное время, должны решаться уже на новом этапе жизни Русской Церкви – соборным обсуждением. Надежду на это выразили и члены IV Всезарубежного Собора, в резолюции которого сказано: «Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и оставшиеся неразрешенными церковные вопросы».

Сотрудничество Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в период работы Комиссий не ограничивалось подготовкой согласованных документов. Происходили взаимные визиты иерархов, клириков и мирян, способствовавшие лучшему взаимопониманию и развитию братских отношений. Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Гефсиманской обители Русской Зарубежной Церкви в Святой Земле были принесены в пределы Московского Патриархата, и этим святыням поклонились более миллиона богомольцев.

Германская епархия Русской Зарубежной Церкви и Ставропольская епархия Московского Патриархата сотрудничают в создании реабилитационного центра, предназначенного для жителей Беслана, пострадавших в результате террористического акта.

Между духовными школами Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви начался обмен студентами.
Представители Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви совместно принимали участие в возвращении на Родину останков императрицы Марии Феодоровны, генерала А.И. Деникина, философа И.А. Ильина.

Развитие диалога привлекало к себе большое внимание как в России, так и в зарубежье. С посланиями и призывами, выражающими надежду на скорейшее завершение процесса обретения единства, к священноначалию Русской Зарубежной Церкви обращались Иерусалимский, Сербский и Болгарский патриархи, Священный Кинот Святой горы Афон, архипастыри Поместных Церквей, монашествующие, общественные и государственные деятели. Работе Комиссий сопутствовали молитвы православных христиан в России и в зарубежье, которые осознают чаемое единство как исполнение воли Божией. Молитвами святых Новомучеников Российских и всего народа Божия воля эта да совершится.


День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери
Кёльн, 13/26 октября 2006 года

Председатели Комиссий:

Марк, архиепископ
Берлинский и Германский
Иннокентий,
архиепископ Корсунский

В начало


Rambler's Top100  TopList