Оглавление рубрики

30 сентября 2006 г.

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com ОБЯЗАТЕЛЬНА
---------------------------------------------------------------------------------------

 

Слово о Митрополите Виталии.
(На трапезе после погребения Блаженнейшего Митрополита Виталия)

Незадолго до своей блаженной кончины Владыка Митрополит Филарет оставил Церкви своё завещание словами Апокалипсиса Св. Иоанна Богослова:

«Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3, 11).

Всей своей земной жизнью Блаженнейший Митрополит Виталий явился исполнителем этой пророческой заповеди: «держи, что имеешь».

И Господь украсил Владыку многочисленными добродетелями и наградил его даром слова, для того, чтобы он и стадо свое вёл ко спасению.

Когда, после восьмидесятилетнего верного служения Русской Православной Церкви и Русскому народу, наступили для нашей Церкви дни испытания, когда поколебалась уверенность в своём служении многих архипастырей и смутились сердца верующих, тогда пророчески прозвучал голос Первоиерарха.

«Через нашу Святую Русскую Православную Зарубежную Церковь звучит голос Святой Руси, суть и природа которой -- внутренняя, сокровенная, духовная, всегда ненасытная жажда русской души жить жизнью Святых, жить по Св. Евангелию, сколько есть сил и всегда только с помощью Божией. Голос Её всегда звучал через тысячи лет исторического бытия православной России» (Послание Митрополита Виталия: «Русская Православная Церковь Заграницей -- Её значение». 1998, 15/28 марта).

Этими словами Митрополит Виталий свидетельствовал о непрерывности служения в Русской Зарубежной Церкви и своей духовной связи с Первоиерархами, своими предшественниками, в частности с Блаженнейшим Митрополитом Антонием, выразившим, в начале прошлого века, свою горячую любовь к православной России следующими словами:

«Так и Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную природу, русский быт. Эта идея есть Царствие Божие, эта природа есть стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвернуться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, каноны его Церкви законом общественной жизни» (Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. 1960, т. II, с. 159).

В «Скорбных посланиях» Митрополита Филарета указаны следующими словами грядущие беспорядки в связи с всеобщим отступлением от Истины:

« История Церкви говорит нам, что христианство распространялось не путём компромиссов и диалогов между христианами и неверующими, а путем проповеди истины, отвержением всякой лжи и всякого заблуждения. Вообще ни одна религия никогда не получала распространения через тех, кто сомневался в её полной истинности».

В своём вышеупомянутом обращении к пастве Митрополит Виталий писал:

«Как архипастырь Русской Православной Зарубежной Церкви, я считаю своим священным долгом обратиться с этим посланием ко всем чадам нашей Церкви. Меня к этому даже принуждает замеченное нами некое духовное безразличие к Истине и уже глубокое непонимание исключительного значения нашей Церкви в мире Вселенского Православия и всего инославного Западного Христианства».
    «Считаю своим долгом ответить на это грубое заблуждение, граничащее с ересью. Если Церковь -- Сам Христос, то как можно себе представить Христа Господа нашего и рядом изменника Митрополита Сергия... Это высшее правление Московской патриархии есть просто безблагодатное, государственное учреждение, а её члены -- просто государственные чиновники в рясах».
    «У нас есть такие “умники”, которые скажут Вам , что всё это моё послание -- только личное мнение самого Митрополита. На это я отвечу, что меня заставили писать это послание бесконечные протесты со всего великого нашего русского Рассеяния. Значит, это моё послание есть глас нашей заграничной Святой Руси, а я только его выразил во всеуслышание».

Блаженнейший Митрополит Виталий был истинным пастырем, душу свою полагающим за своих овец. Широко известно его жертвенное служение в послевоенные годы в Германии. Он спас сотни людей от выдачи Советскому союзу, он организовал общественную и церковную жизнь в лагерях, возвращая радость жизни и веру отцов обездоленным русским беженцам.

Владыка принимал всякого приходящего к нему со вниманием и любовью. Каждый мог получить от него тёплое слово, духовное наставление и испытать на себе его усердную молитву. Владыка издавал и лично отправлял несчётное количество духовного пособия в Россию.

Блаженнейший Митрополит Виталий шёл определённо по стопам Пастыреначальника Господа Нашего Иисуса Христа, сказавшего:

«Аз есмь Пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает: и волк расхитит их и распудит овцы.... Аз есмь пастырь добрый и знаю моя, и знают мя моя..» (Иоанн. 10, 11-14).

В завершение своей верности к Божественному Учителю не доставало ещё доброму пастырю претерпеть гонения и хуления. Отказавшись от дел поколебавшихся, он подвергся жесточайшему преследованию, всякого рода унижению и насилию во Святая Святых, кротко перенося все допущенные Богом испытания.

Врагам Церкви хотелось удалить любым способом Митрополита Виталия, благодаря которому продолжала жить бескомпромиссная Русская Зарубежная Церковь. Они прилагали все усилия, чтобы покончить с Зарубежной Церковью. Но Церковь нерукотворенная: Она не создаётся и не разрушается человеческими руками.

Последний удар, нанесенный кроткому Первосвятителю и подорвавший его последние силы, прикрывался личиной добрых намерений о якобы спасении России. Но не той любовью к России горели его учредители, не той, о которой говорил Митрополит Антоний:

«Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную природу, русский быт...».

И не той любовью, которую так ярко выразил Митрополит Виталий:

«Через нашу Святую Русскую Православную Зарубежную Церковь звучит голос Святой Руси, суть и природа которой -- внутренняя, сокровенная, духовная, всегда ненасытная жажда русской души жить жизнью Святых, жить по Св. Евангелию, сколько есть сил и всегда только с помощью Божией».

Господь сказал: претерпевый до конца, тот спасется. И мы верим, что Блаженнейший Митрополит Виталий, как добрый пастырь, исповедник и мученик, завершил свой земной путь во исполнение заповеди, о которой он нам сегодня напоминает: «держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Аминь.

Протоиерей Вениамин Жуков
28 сентября 2006 г.
Мансонвилль, Канада

В начало


Rambler's Top100  TopList