9 февраля 2006 г. За пять лет, прошедшие после печально известного Архиерейского Собора РПЦЗ в октябре 2000 г., сторонники объединения с МП приводили множество высказываний уважаемых архиереев РПЦЗ в оправдание такого «воссоединения». Приводились высказывания и выдающегося архиерея Преосвященного Аверкия, Архиепископа Сиракузского и Троицкого. Чтобы показать, как на самом деле думал Вл. Аверкий, редакция узла «Мысли о России» перепечатала небольшую брошюру с его мыслями, изданную к 10-й годовщине его кончины (по новой орфографии, так как шрифтов для старой орфографии у подавляющего большинства пользователей Интернетом нет) .

Несмотря на малый размер этой брошюры, вдумчивый читатель найдёт ясные ответы на многие вопросы, поднимаемые сегодня во имя соединения с лже-церковью МП.

Примечание. В оригинальной брошюре использовались два метода выделения текста -- жирный шрифт и разрядка. Жирный шрифт воспроизведен, а вместо разрядки соответствующие места выделены курсивом.

Оглавление

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-467.htm ОБЯЗАТЕЛЬНА
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Преосвященный Аверкий,
Архиепископ Сиракузский и Троицкий

СТОЙТЕ В ИСТИНЕ!
МЫСЛИ, ИЗВЛЕЧЁННЫЕ ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ АРХИЕПИСКОПА АВЕРКИЯ, СИРАКУЗСКОГО И ТРОИЦКОГО.

Оглавление
(Чтобы посмотреть любой раздел, щёлкните мышкой его название в оглавлении;
чтобы вернуться в оглавление, щёлкните мышкой название раздела в тексте
)

О РАВНОАПОСТОЛЬНОМ ДЕЛЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.

О ЦЕРКВИ.

О РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ.

ОБ АПОСТАСИИ.

О ПРИЧИНАХ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ.

О МОНАРХИИ.

О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

О ПОСТЕ, МОЛИТВЕ И КРЕСТОНОШЕНИИ.

О ХРАМЕ.

---------------------------

О РАВНОАПОСТОЛЬНОМ ДЕЛЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМ1РА.

Чем так бесконечно дорог нам св. кн. Владимир?

Тем, что он приобщил нас к вере Христовой в даровал нам, русским людям, истинную Церковь Христову.

Какова эта вера Христова и истинная Церковь и в чём их значение для нас?

Это ясно раскрывается нам из трогательной молитвы, произнесенной св. кн. Владимиром в священные минуты совершения таинства крещения над русским народом, когда, по словам благочестивого летописца, поистине радовались небо и земля толикому множеству спасаемых.

«Боже великий, сотворивый небо и землю!» — воззвал тогда он, наш крестный отец и просветитель, — «призри на новые люди сия, и даждь им, Господи, у в е д е т и Тебе, Истинного Бога, якоже уведеша страны христианские, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».

Здесь сказано всё и объяснено, для чего нам дана вера Христова и истинная Церковь.

Вера Христова и истинная Церковь, как хранительница и распространительница этой веры, даны нам для того, чтобы мы могли «уведети»,то есть познать истинного Бога, и, познав Его, научиться веровать в Него, надеяться на Него и любить Его.

Вера в Бога должна быть «правой» и «несовратной», то есть, не какой попало, измышленной самими людьми по своему вкусу, а правильной, или православной, как всегда называлась истинная, не извращенная человеческими мудрованиями, чистая, непорочная вера Христова, проповеданная свв. Апостолами и неизменно хранимая истинной Церковью. Критерий такой веры: истинно то, во что веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (св. Викентий Лиринский). И эта вера должна быть в нас «несовратной», то есть мы должны так стойко, твёрдо и бескомпромиссно хранить её, чтобы никто не был в силах нас совратить, или отвратить от неё.

И, наконец, в молитве св. кн. Владимира указывается личная для каждого из нас цель этой веры и, следовательно, великое значение принадлежности к истинной Церкви, хранящей эту веру. У нас есть «супротивный враг», строящий нам «козни» и желающий погубить нас. Это — враг Божий враг человеческого спасения — диавол, с которым нам надлежит вести непрестанную борьбу, так как иначе нас ожидает вечная погибель. Эту борьбу с врагом человеческого спасения — диаволом, вплоть до полной победы над ним, мы можем вести не иначе, как только «надеяся на Бога и на Его державу», то есть при помощи истинной веры и Церкви.

Вот с этой-то точки зрения и надо смотреть на всё происходящее сейчас в мире!

О ЦЕРКВИ.

Христос-Спаситель сказал ясно: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18). Следовательно, Он создал одну Церковь, а не много разных церквей, ибо тогда Он говорил бы во множественном числе — «церкви». Вот почему странно слышать претендующие на авторитетность речи некоторых современных деятелей «движения», именующего себя «христианским», будто существование в христианстве различных «церквей»: римо-католической, протестантской и др. есть явление положительное, ибо каждый может выбрать для себя «церковь» по своему вкусу, какая больше ему нравится, больше подходит. Ещё страннее было слышать нам выступление одного такого либерального профессора-прогрессиста, который красноречиво развивал мысль, что Православие, римо-католичество и протестантизм — это одно и то же христианство, но только «с разных точек зрения»: «всё равно, как», приводил он такое сравнение, «если аэроплан летит над городом, то с разных мест своего полета он видит город в различных частях его, и город, поэтому, представляется ему по-разному, смотря по тому, откуда на него смотрят».

Такое мнение, конечно, в корне противно учению слова Божия, которое ясно учит: «Да будут вся едино» (Иоан. 17, 11); «Един Господь, едина вера» (Ефес. 4, 5); «быть в единомыслии между собою» (Рим. 15,5); «будьте единодушны и единомысленны» (Филип. 2,2); «будьте все единомысленны» (1 Петр. 3, 8); «будьте единомысленны между собою, не высокомудрствуйте, не мечтайте о себе» (Рим. 12,16).

+ + +

Там, где порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные новшества в веро- и нравоучение с целью «идти в ногу со временем», «прогрессировать», не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, — там не может быть и речи об истинной Церкви.

+ + +

Там, где колеблются догматы, где подрывается нравственное учение Евангелия и основанный на нем канонический строй Церкви, там явна работа слуг грядущего Антихриста, как бы они себя ни называли и в какие бы одежды ни облекались.

«Врата адовы» не одолеют Церкви, но они одолевают и вполне могут одолеть многих, мнящих себя быть столпами Церкви, как свидетельствует церковная история, поскольку они своемудрствуют, оставляя единомыслие и единодушие со всей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и полагаясь на свои собственные домыслы и соображения, идущие вразрез с учением Евангелия, святых Апостолов и Отцов Церкви.

О РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ.

Ярким символом нашего покаянного обращения к Богу и к Покрову Божией Матери является для нас, православных русских людей, за границей, наша принадлежность к Русской Зарубежной Церкви, которая одна только теперь может дать и благодатные силы для такого покаянного обращения и для его укрепления.

Вот почему мы должны так беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь, не допуская какого-либо её ущербления или уклонения на иные.«пути».

К сожалению, это не все достаточно ясно понимают и не все правильно и полно оценивают всё великое значение существования нашей Русской Зарубежной Церкви, даже из числа принадлежащих к ней.

Для чего существует наша Русская Зарубежная Церковь, столь одинокая духовно в современном мире? Какова её идеология, делающая её такой одинокой?

Существо идеология Русской Зарубежной Церкви состоять в полном и бескомпромиссном неприятие того мирового зла, которое широко разлилось сейчас по всему лицу земли и подчинило своей власти, в большей или меньшей степени, уже все стороны жизни людей, не исключая и религиозной, церковной.

Богоборческий марксо-коммунизм, или большевизм, борьбу с которым ставят себе главной задачей ВСЕ национально-настроенные русские люди-патриоты, является всего лишь одним из детищ, злым порождением этого «мирового зла». Бороться только с ним это значить — рубить ветви, не замечая ствола и корня, их породившего и их питающего.

К сожалшю, многие у нас видят только эти ветви, оставляя без внимания ствол и корень. Мало того: этот коренной источник «мирового зла» представляется некоторым вполне безобидным, к нам и нашей Церкви будто бы даже благожелательным, и многие у нас готовы даже искать в нем опоры для себя и поддержки в борьбе с коммунизмом.

• Какая жалкая наивность!.. Если только не сознательное предательство!

Давно пора всё это понять и осознать!

Мешает этой необходимой зрячести и ясному сознание более всего материальная зависимость и потеря на этой или на другой почве духовной свободы.

Вот почему, наша Русская Зарубежная Церковь должна дорожить превыше всего своей духовной свободой — той свободой которую даровал Своим верным Основатель Церкви — Христос.

+ + +

Мы более всего на свете дорожим свободой нашей Церкви, но вовсе не потому, что у нас «нет любви», в чём так легковесно привыкли нас обвинять «экуменисты», слишком уж любвеобильные по отношение к врагам чистой и неповрежденной Христовой Истины, а иногда даже— к явным врагам нашей св. веры (но—только не к нам— своим братьям по крови и вере!), — а именно потому, что у нас есть любовь к Истине: потому, что мы твердо верим (нисколько не сомневаясь в этом, как, очевидно, сомневаются «экуменисты»), что Церковь наша, святая Православная, как учить слово Божие, есть «столп и утверждение Истины» (Тим. 3,15), и потому, что мы желаем, по заповеди св. Апостолов, «ходить в этой Истине» (2 Иоан. 4) и не хотим, следуя предостережению великого Отца Церкви св. Григория Богослова, «стать предателями учения веры и Истины», «приобщаясь лукавого кваса и прилагаясь к заражённым — отступникам от Истины» (см. Творения св. Григория, ч. 1, стр. 192).

+ + +

В основе идеологии Русской Зарубежной Церкви лежит горячее и искреннее стремление — во что бы то ни стало, несмотря ни на какие современные лукавые веяния и течения, — сохранить верность Божией правде, всецелую преданность Основателю Церкви Христу-Спасителю и принесенному Им на землю Евангельскому учению о вере и благочестии, без всяких человеческих извращений и искажений, и обеспечить полную духовную свободу, которую даровал Христос основанной Им на земле для спасения людей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Русская Зарубежная Церковь бесценно дорога нам, во лишь постольку, поскольку она действительно остается законной преемницей прежней Российской Православной Церкви — неизменной и верной хранительницей Богопреданного Апостольского учения веры и благочестия, ревнительницей отеческих преданий и священных канонов и ВСЕХ благочестивых заветов и традиций Святой Руси.

Священным лозунгом нашей Церкви являются слова великого исповедника Православия святителя Афанасия, Архиепископа Александрийского:

«Мы должны служить не времени, а Богу».

Посреди всеобщего, повального, ставшего уже стихийным движения: «Вперёд! вперёд! к Антихристу!» (хотя бы это и не высказывалось так открыто!) — для нас, членов Русской Зарубежной Церкви, остаётся в своей полной силе вековечный лозунг истинной Христовой Церкви: «Стойте... неподвижими пребывайте!» (см. «О Православии с предостережениями от погрешений против него» — слова Епископа Феофана, стр. 7).

Почему так?

«Человеческие учения», пишет тот же святитель Феофан: «все стремятся к новому, растут, развиваются, и естественно, ибо они не имеют истины, а только ищут её. И пусть, если только найдут что прочное. Для нас и истина и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие её» (см. там же).

Вот почему нам совершенно не по пути ни с какими «модернистами» и «экуменистами». Наши взоры должны быть устремлены не «вперёд», а «назад» — к земной жизни Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, к проповеданному Им на земле двадцать веков тому назад Божественному учению, к Его искупительному подвигу, веков Воскресению из мертвых и вознесению на небеса, к великому событию сошествия Святого Духа, к Апостольской проповеди, к славному мученическому воинству, к Святым Отцам и Учителям Церкви, законоположникам истинной веры, к преподобным подвижникам, этим «ангелам во плоти», а для нас, русских, — и к идеалам Святой Руси...

«Впереди» для нас — только все ширяющееся, по предречениям слова Божия и Святых Отцов Церкви, «отступление» и венец его — Антихрист, о близком приходе которого теперь уже столь многие так откровенно высказываются и проговариваются, а за нимсветлое торжество нашей веры: Страшный Суд, вечные мучения грешников и вечное блаженство праведников.

Вот наша идеология, вот подлинное (без лукавства и обмана) православное миросозерцание, которого должна держаться вся наша Русская Зарубежная Церковь, дабы оправдать своё существование на земле и дабы не сделаться «солью обуявшей».

Кто думает иначе, кто настроен уже так, чтобы «идти в ногу с временем», тот, следовательно, уже вступил в какой-то компромисс с «мировым злом», ведущим к Антихристу, тот уже не член нашей Русской Зарубежной Церкви, хотя бы формально он и продолжал принадлежать к ней.

ОБ АПОСТАСИИ.

Мы не сильны и не властны остановить отступление, как подчёркивает это святитель Игнатий: «Не покусись остановить его немощною рукою твоею»...

Но что же тогда делать?

«Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы но возможности избегнуть влияния его» — вот чему наставляет нас тот же святитель Игнатий (Брянчанинов).

И разве не подлинным пророческим вдохновением, несомненным озарением свыше дышат его слова, написанные 100 слишком лет тому назад и столь очевидно относящиеся к нашему времени: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро». «Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скоре ускорять падение её, нежели остановят. Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее».

Вот мы, видимо, и дожили до этого «страшного и быстрого колебания здания Церкви»! Враг рода человеческого употребляет все усилия и все способы, чтобы ниспровергнуть его, пользуясь при этом широким содействием явных и тайных отступников от истинной веры и Церкви, в том ЧИОГБ и изменивших своему высокому призванию и присяги священнослужителей и даже возглавляющих некоторые отдельные церкви иерархов.

Поистине страшное время мы переживаем — время, какого никогда еще не было в истории христианства, в истории человечества! Время — почти всеобщего шатания!

И это нас, поскольку мы желаем сохранить верность Православно, ко многому обязывает.

Мы должны, как наставляет нас святитель Игнатий, устраниться, охранить себя от совершающегося столь быстрыми шагами в мире отступления — оградить себя от тлетворного духа времени, чтобы избегнуть влияния его.

А для этого надо, прежде всего, понять и твердо помнить, что в нынешнее время уже не всё то — действительно есть Православие, что носит на себе это святейшее и дражайшее имя — что есть теперь и лже-православие, которого мы должны бояться и бегать как огня;

Что истинное Православие есть только то, которое не принимает и не допускает ни в чём — ни в учении, ни в практике церковной никаких новшеств, противных слову Божию и постановлениям Вселенской Церкви;

Что истинное Православие ни поблажает и не потакает современной моде — нравам и обычаям современного растлевшего мира, ещё более, чем во времена апостольские, во зле лежащего, как мира богоотступнического;

Что истинное Православие помышляет только об угождении Богу и спасении душ, а не об устройстве временного земного благополучия, о карьере и земных выгодах и стяжаниях;

Что истинное Православие — духовно, а не душевно и плотяно, и не привязано к земле — к земным чувствованиям и переживаниям.

О ПРИЧИНАХ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ.

Много, очень много высказывалось и продолжает высказываться разных мыслей, более или менее веских и правдоподобных, о причинах, которые вызвали страшную кровавую катастрофу, постигшую нашу Родину-Россию в 1917 году. Обыкновенно и чаще всего выставляются на вид причины экономического и политического характера, и ими думают всё удовлетворительно и исчерпывающе объяснить. Но для нас, верующих русских людей, не может быть ни малейшего сомнения в том, что эти причины, если они и существовали в действительности, причины только вторичные, производные, привходящие, но отнюдь не главные, не коренные, не основные.

Главная причина всех бедствий, постигающих человека и лишающих его мира и благополучия, это — отход его от единственного Источника жизни и благоденствия, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попрание Его Божественных законов и установлений, единственно-спасительных для человека.

Вот, что писал великий наставник всей верующей России святитель Феофан еще в 60-х годах прошлого столетия:

«Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и Церкви никуда негожи. Отцы и матери их были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и духе родителей ещё держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие» (Письма о христ. жизни, стр. 78).

«Следует наказать нас», пишет он же в другом письме: «пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас; ради Её и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас?! Увы!» (Собрание писем, вып. 7, сгр. 206).

* * *

О спасении России мы сможем лишь тогда помышлять вполне серьёзно, когда мы станем другими. Мы должны заставить себя самым коренным образом перемениться — перестать быть такими, какими мы, вольно или невольно, разумом или неразумием, своими собственными руками или хотя бы только безразличным попустительством, ввергли Росою в ту жуткую кровавую бездну, в которой она доселе находится.

Ни образование всё новых и новых политических партий и организаций с широковещательными программами и постоянными распрями и взаимными, недостойными русского имени, нападками между ними, ни устройство «дней» и «вечеров русской культуры», ни «благотворительные» балы, театральные спектакли и концерты, тем боле в кануны воскресных и праздничных дней, ни юбилейные празднества, особенно в духе готовящегося теперь чествования отлучённого от Церкви за свои невероятно-кощунственные злобные выходки Льва Толстого, ни «банкеты» с самыми патриотическими речами, ни собрания «дней непримиримости» с самыми горячими антибольшевицкими выступлениями, ни... даже формальное посщение официальных молебнов и панихид в особо-памятные дни — всё это никогда не будет в состоянии спасти России.

+ + +

«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» и все остальное тогда «приложится вам» (Мате. 6,33).

Таким именно путем искания прежде всего Царствия Божия и правды его и шёл на протяжении всей истории наш православный русский народ — так именно и строилась та Великая Россия, в которой Вера и Церковь всегда были на первом месте.

А когда русский народ, под влиянием безбожных агитаторов, пришедших к нам с богоотступнического Запада, стал отклоняться от этого, своего подлинно-исторического пути, тогда и разразилась над ним эта страшная кровавая катастрофа, в результате коей мы очутились в изгнании, а весь остальной русский народ под игом страшного беспримерного рабства.

Вот, почему так печально видеть, когда православные русские люди, столь много перестрадавшие и даже свою Родину потерявшие, находясь здесь в изгнании, нисколько не помышляют о своём духовном обновлении, а продолжают жить всё теми же безбожными и антицерковными взглядами, интересами и настроениями, которые именно и привели в такому страшному бедствию нашу несчастную Родину-Россию. И наивно думают, что без полного и всецелого возвращения их к Богу и без подлинного оцерковления их жизни, путем одной лишь политической деятельности, можно будто бы спасти Росою. И даже самую Церковь нашу хотят подчинить своей политике, сделать ее оружием своих политических интриг, игрушкой своих политических страстей.

Вечное хотят подчинить временному, небесное — земному, святое — грешному...

Что может быть ужаснее, безнадёжнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которого лишь один шаг до самых глубин адовых?

+ + +

Сколько раз спасала Пресвятая Богородица Своим всесильным заступничеством верную Ей Византию с царственным градом её Константинополем — до тех пор, пока не возобладал там дух материализма и отступничества от веры, так ярко проявивший себя на Флорентийском соборе 1439 года. И тогда предана была изменившая истинной вере Византия в руки падения своего, окончательно пав под ударами магометан-турок в 1453 году.

Подобно Византии — Новому Риму, — и Отечество наше Москва — Третий Рим — неисчислимое множество раз испытывала на себе чудесное покровительство Заступницы Усердной рода христианского. Но и наш несчастный русский народ не устоял на высоте своего призвания, и тот же дух материализма и богоотступничества привёл его к страшному кровавому падению.

А теперь весь мир обуревается не только духом матереализма и отступничества, но и лютого богоборчества — страшного и дерзкого вызова Богу, и находится на краю гибели, в своём безумном ослеплении, подготовляемой своими же собственными руками. Этот губительный дух отступления проник уже и в нашу Православную Церковь, весьма видные иерархи которой откровенно провозглашают наступление какой-то «новой эры» и цинично предлагают покончить со всем прошлым, собираясь создать какую-то совершенно «новую церковь», в тесном «экуменическом» контакте и единомыслии со всеми отступниками от истинной веры и Церкви.

О МОНАРХИИ.

Самая идея монархии, в возвращении к которой, как исторической форме государственного управления России, многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви — поскольку Царь наш — Царь православный, как и поётся в нашем старом государственном гимне; поскольку он не формально и официально только, а и на самом деле, является первым сыном и, вместе с тем, высоким Покровителем и Защитником Православной Веры и Церкви; поскольку он действительно — Помазанник Божий, получивший в совершённом над ним Церковью таинстве Миропомазания особые благодатные дары, дабы быть «царём и судиею людем Божиим», как исповедует он сам в молитве, читаемой им при священном короновании в храме, перед всеми. Поэтому он и входит в алтарь царскими вратами и причащается перед св. престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх — неправославный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодатствованный ею.

Это решительно подтверждает нам святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря: «Кто посаждает на престолы царей земных? — Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном, и Один, в собственном смысле, царствует над всем созданием — небом и землею, со всеми обитающими на них тварями. Царям земным от Него Единого даётся царская держава: Он венчает их диадемою царскою... Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Матф. 16, 23), сказал Господь Петру — пререкавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных. Прочь, дерзновенные, не умеющие управлять и самими собою, но препирающиеся друг с другом... От Господа подаётся власть, сила, мужество и мудрость Царю управлять поданными» (Слово, 1907 г.).

О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Мы живём в страшное время, когда самые понятия христианские, здравые и истинные, подмениваются понятиями фальшивыми и ложными, зачастую злонамеренно изобретаемыми, с несомненной целью, конечно, отклонить людей от правого пути истинно-христианской жизни. Во всем этом видна какая-то планомерно-действующая чёрная рука, которая стремится как можно крепче привязать людей к этой временной земной жизни, заставить их забыть о неизбежно всех нас ожидающей жизни будущей, жизни вечной.

+ + +

Мы должны отдавать ясный себе отчёт, в какое время мы живем. Ведь только духовно-слепой или уже продавший свою душу врагам нашей св. веры и Церкви может не ощущать во всём, что сейчас происходит в мире, дыхание приближающегося Антихриста. О каком подлинном единении всех христиан в духе христианской любви можно сейчас говорить, когда Истина почти всеми отвергается, когда ложь почти повсюду господствует, когда подлинная духовная жизнь среди людей, именующих себя христианами, иссякла и заменена жизнью плотскою, жизнью животною, возводимой к тому же на пьедестал и прикрываемой идеей мнимой благотворительности, всякое духовное бесчинство, всякую нравственную разнузданность лицемерно оправдывающей. Ведь, отсюда именно и происходят все эти бесчисленные «балы», разного рода «игры», «танцульки» и развлечения, к которым весьма снисходительно, несмотря на их антихристианскую безнравственную сущность, относятся теперь даже многие современные священнослужители, иногда и сами их организовывающие и в них участие принимающие.

+ + +

Страшная, беспросветная, безнадёжная беспринципность овладела многими.

Истинное учение веры и Церкви, за которые в таких жестоких муках умирали первые христиане, для большинства современных «христиан» сделались пустым звуком. Они и не знают этого учения и знать не хотят, будучи безразличны к нему.

Тупое холодное безразличие почти ко всему, что носит на себе печать идейности, и искание во всём лишь личной выгоды — вот чем характеризуется наше время.

Эта безыдейность, беспринципность, с отходом от истинной веры и Церкви, безразличием к ним — и есть тот главный, основной грех, в котором мы, православные русские люди, должны прежде всего каяться.

Не веселиться, не развлекаться, не танцевать над гробом поверженной нами на смертный одр России, а слезно каяться — каяться по настоящему, как учит нас св. Церковь, то есть с твёрдым намерением коренным образом .переменить нашу жизнь, обновиться духом.

+ + +

Мир!.. мир!..мир!.. — слышится ныне отовсюду: «всеобщее разоружение!., мирное сосуществование!., будем бороться за мир!.. все — в защиту мира!..»

Как это было бы прекрасно, какое радостное и светлое будущее сулило бы человечеству, если бы все эти призывы имели в виду тот мир, о котором пели ангелы в ночь Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лук. 2,14); если бы это был тот мир, который завещал Своим ученикам на .Тайной Вечери Христос-Спаситель, говоря: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27); если бы это был тот «мир Божий, превосходяй всяк ум» (Филип. 4,7), который преподавали св. Апостолы, по заповеди Господней, первым христианам, которого учили их искать (1 Петр. 3, 11), и который внушали им иметь с Богом и со всеми людьми (Рим. 5,1; 12,18).

Как всё это отрадно было бы слышать, если бы призывы эти исходили от людей, в искренности которых у нас не могло бы быть сомнений, к словам которых мы могли бы отнестись с полным доверием, — от людей, которые бы действительно убедились, что высшее благо жизни есть именно такой мир — мир с Богом, мир со своей собственной совестью и мир с ближними во имя Божие.

Но, увы! не о таком мире идёт теперь речь.

Все эти зачастую неестественно-напыщенные речи и порою истерические вопли о мире всего мира исходят в настоящее время, по большей части, от лиц или далеких от истинного христианства или прямо враждебных Церкви, — от лиц, которые сами не живут в мире с Богом и с своей собственной совестью, а по отношению к ближним преисполнены злобы.

Можем ли мы верить в искренность речей о мире, когда они произносятся людьми, принципиально отвергающими веру в Бога и любовь к ближним и не признающими голоса совести?

Можем ли мы верить, что действительно стремятся к миру те, которые, нагло и дерзко кощунствуя, объявили войну Самому Богу и Его святой Церкви, которые еще недавно не скрывали, что их задачей является «раздуть мировой пожар» и которые откровенно проповедуют «классовую ненависть», как основу своей идеологи, нисколько не стесняясь проливать целые потоки крови и истреблять миллионы людей, только за одно подозрение в несогласии с их идеологией?

Можем ли мы также верить в искреннее миролюбие тех, которые на словах елейно и слащаво проповедуют «христианскую любовь» и «всепрощение», а на деле сеют смуты и раздоры и, распространяя ложь и клевету, вызывают вражду и разделения, восстанавливают друг против друга своих ближних?

Можно ли вообще верить в то, что достижимо установление хоть сколько-нибудь прочного и надёжного мира на земле при таком грубом попрании Правды Божией, при такой лжи и лицемерии, коими так ярко характеризуется жизнь современного человечества?

Где нет правды Божией, там не может быть и подлинного мира.

+ + +

Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает — не по гордости и по самолюбию, а единственно — по любви к Истине. Наша главная задача в это время лживого бесстыдства — сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения— Воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти.

+ + +

Надо хорошо знать а помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение «о непротивлении злу» (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию и ввергнувшее её в страшные кровавые ужасы большевизма!): всякий истинный христианин — непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал.

Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его святых Апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни.

О ПОСТЕ, МОЛИТВЕ И КРЕСТОНОШЕНИИ.

Постническая жизнь, правильно понимаемая, как всестороннее самоограничение и воздержание, к ежегодному упражнению в коей св. Церковь каждый раз призывает нас Великим постом, — это ведь и есть то крестоношение и самораспятие, которое требуется от нас самым нашим христианским званием. А кто от этого упорно уклоняется, желая жить вольготно, привольно и весело, стремясь к чувственным удовольствиям и избегая скорбей и страданий, тот и не христианин.

Крестоношение — это естественный путь каждого истинного христианина, без которого нет и христианства.

+ + +

Искренняя молитва соединяет человека сь Богом. Но нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как в храме Божием, ибо там постоянно приносится страшная Бескровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там — «самый воздух святой», по выражение одного из наших богомудрых архипастырей.

Недаром богоносные отцы наши издревле именовали храм «училищем благочестия».

+ + +

Деньги, деньги! власть, почёт! — вот соблазны, перед которыми, к несчастью, многие устоять не могут!

Вот откуда все смуты, распри и разделения между христианами!

Вот, где корень забвения того «единого на потребу», которое предлагает нам истинная христианская вера и которое состоит в молитве, покаянных подвигах и искреннем нелицемерном благотворении ближним, к чему всегда нас призывает св. Церковь, а особенно теперь — Великим постом!

Не какая-то «высокая политика», не разглагольствование и туманная философия, а самая скромная мытарева молитва: «Боже, милостив буди мне , грешнику!», труды покаяния и от чистого сердца всходящее творение добра ближним — вот, что от нас, христиан, требуется.

Для упражнения же во всём этом и назначен Церковью Великий пост!

Как сильно, красочно, образно и убедительно, зажигающе-вдохновляюще говорится обо всём этом в богослужениях Великого поста!

Нигде и ни у кого больше нет такого богатства назидания в этом отношении, как у нас, православных, в нашем несравненном Великопостном богослужении, которого, к стыду своему, большинство православных в наше время совсем не знает.

+ + +

Поистине, никогда ещё не был так тяжёл крест каждого желающего быть истинным христианином, как в переживаемое нами время торжества лжи.

Никогда ещё не было на этом свете такого огромного количества людей, которые легко и свободно, без всякого смущения, без всякого зазрения совести, «зло называют добром, а добро — злом, тьму почитают светом, а свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горькнм!» (Исаия 5,20).

О ХРАМЕ.

Храмы Божии и всё, что происходит в них — церковные молитвы, священнодействия и благодатные таинства, — имеют своим назначением очищать наши души от всякой греховной скверны и нечистоты и делать их храмами Божиими, достойными жилищами Духа Божия.

Итак, храм Божий безусловно необходим нам для того, чтобы мы сами могли становиться одушевленными храмами Божиими.

Вот, почему безумно поступают все те, кто пренебрегают храмом Божиим, кто ленятся посещать совершаемые в нём богослужения, не принимают участие в обще-церковной молитве и таинствах и думают, что можно обойтись без храма, — что посещение храма — дело неважное и необязательное.

Такие люди, по всей справедливости, могут быть названы духовными самоубийцами, ибо они сами себя лишают величайшей радости жизни в Боге и отдают себя в руки врага Божия —диавола, неизбежно, в таких случаях, вселяющегося в их души. Уделом их будет вечная смерть — та «смерть вторая», о которой говорит в своём Откровении возлюбленный ученик. Христов св. Иоанн Богослов, — вместе с диаволом и всеми его служителями, вверженными в «озеро огненное» (Апок. 20,10-15).

Единственный путь спасения для нас — это путь оцерковления всей нашей жизни.

Это — жизнь в Церкви.

А жизнь самой Церкви немыслима без храма и совершаемого в нём богослужения—без обще-церковной молитвы и таинств. Если частую молитву каждого отдельного верующего св. Отцы называют «дыханием души», то общественное богослужение, совершаемое всем собором верующих, есть как бы дыхание всего церковного организма — всего тела Церкви. Как дыхание необходимо для всех членов обыкновенного телесного организма, ибо оно оживляет их через кровь, которая постоянно очищается получаемым ею из воздуха кислородом, так постоянное участие в богослужении совершенно необходимо для всех членов тела Христова — Церкви, ибо оно точно также духовно оживляет их через получаемую путём церковной молитвы и тайнодействий благодать Святого Духа. Кто не участвует в богослужении, тот духовно умирает, отпадая от Церкви, как отмирает и отсекается от телесного организма тот член, в котором прекращается кровообращение, как отсекается засохшая ветвь от лозы, по образному сравнению Господа (Иоан.15,6).

В начало

----------------------------

Rambler's Top100  TopList