5 ноября 2005 г. Присланная проповедь 10тилетней давности настолько подходит к нашему времени, что редакция узла "Мысли о России" решила опубликовать её.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Слово, сказанное после Божественной Литургии
в храме Всех Святых в Земле Российской Просиявших
в Париже 31 окт./13 ноября 1994 г.

Дорогие братья и сестры!

Необходимо осведомить вас о предстоящих событиях в связи в Архиерейским Собором нашей Церкви, который должен состояться в Леснинской обители с 22 ноября по 2 декабря с.г.

Как я понимаю, две главные темы, касающиеся будущего нашей Церкви, будут обсуждаться на этом Соборе.

Одна из тем, это назревающий раскол в лоне нашей Церкви, вызванный непослушанием двух архиереев нашей Церкви в России: Архиепископа Лазаря и Епископа Валентина, которых предыдущий Архиерейский Собор, состоявшийся в мае месяце прошлого года, определил на покой. Эти архиереи, всему обязанные нашей Церкви, не только не послушались этого определения Собора, но хиротонисали своевольно несколько епископов. То, что Собор ныне состоится в Европе рассматривается многими как предоставленное облегчение этим епископам приехать для примирения. Если этого не произойдёт, то, по всей вероятности, раскол будет завершён и эти епископы станут чуждыми нашей Церкви.

Вторая важная тема Собора: не является ли целесообразным начать разговоры с Московской Патриархией с целью сближения с ней нашей Церкви. Обсуждения на эту тему уже велись на предыдущем Соборе и разделили во мнениях наш епископат.

Сторонники сближения с МП обычно ссылаются на мнение их паствы, считающей, что, когда наше отечество находится в крайней нужде, не помочь Церкви в России равносильно предательству Русского народа.

Такое мнение паствы может действительно оказать некоторое влияние на пастырей и архипастырей, особенно когда оно настоятельно просит пастырей внять голосу церковного народа. Оно в данный момент собирает созвучные себе голоса от Германии до Америки и выражается в энергичном обращении к Собору. Оно прямо требует соединения Русской Православной Церкви Заграницей с "Матерью Русской Церковью", с Московской Патриархией.

Но не всякий голос паствы есть голос Церкви. Если Сам Господь указал Апостолу Петру, что не всякому духу нужно поддаваться, а проверять откуда он, то мы должны в таких существенных церковных вопросах и себя и других проверять, зная, что нецерковный голос верующих людей не может быть голосом церковного народа.

Наш Владыка Серафим исследовал этот вопрос учитывая все восстающие мнения и доводы и вывел 3 категории мнений:

1. первая выставляет якобы необходимость установления контактов с МП с целью сближения и в дальнейшем соединения, проходя через некую автономию нашей Церкви.

2. вторая категория допускает разговоры на местах для разрешения практических вопросов. Естественно, что эта категория со временем приблизится к первой.

3. третья категория относится бескомпромиссно в отношение МП; к этой категории Владыка себя причисляет, считая, что невозможно в настоящее время думать о разговорах пока архиереи МП заклеймены кличками сотрудников КГБ. По всей вероятности понадобится вооружиться терпением на некоторое ещё время, одно поколение.

В истории Русской эмиграции не раз появлялись соблазны, заставляя людей поверить в свободу отчизны и в благонамеренье её правителей. Многие помнят массовую иллюзию захватившую эмигрантов в 1945 г. Многие, поддавшиеся естественному чувству любви к своему народу, очутились в застенках на своей родине и бились лбами о стены, плача от того, что были столь доверчивы.

Соблазн встаёт и теперь. Он пытается не столь сыграть на нашей боли по родине -известно, что многие из нас уже родились заграницей - как вызвать мучительное чувство от неучастия к находящемуся в беде русскому народу.

Жизнь нашей Церкви заграницей была всегда трудной, путь её был узкий, со всех сторон на нее рушились невзгоды, происходили расколы, поддерживались клевета и презрение. Но чем дальше мы будем идти в процессе апокалипсическом к грядущему антихристу, тем больше будем мы встречать невзгод, скорбей и испытаний.

Несмотря на относительную свободу в стране, МП ни в чём основном не изменилась и, является ли это доказательством, она чем-то злополучным скована до сего дня.

Её представители - мы не говорим ни о верующем народе, ни о добрых священнослужителях - её представители не раскаялись по сей день в своём грехе. Некоторые каются в личном порядке, и часто только на устах, что на деле ничего не меняется, ибо они привыкли к установленному образу жизни ещё в эпоху самого страшного гонения на Церковь, когда аппарат церковный, установленный воинствующими безбожниками, помогал этим безбожникам уничтожать Церковь. Но в этом ещё никто не покаялся.

Мы не смеем в тех несчастных бросать камень; может быть никто из нас не устоял бы перед мучениями. Но утверждать, как они тогда делали, и по сей день утверждают, что они спасали Церковь, этого мы допустить не можем: оправдать их в этом, значит изменить Самому Христу, Главе Церкви, Который не нуждался в спасении Себя человеческими руками. Церковь не земным обеспечением оберегается, а кровью мучеников, свидетелей Истины, ибо Истина есть жизнь Церкви.

Перед нами икона всех Русских Святых с сонмом Новых Мучеников и Исповедников Российских. Как относится к ним МП? Почтила она мучеников Митроп. Владимира, Вениамина, Вел. Кн. Елизавету, а где все остальные, где десятки тысяч почитаемых по именам и подвигам их, и миллионы безыменных? Неужели они не достойны почитания в лице МП? Икона Новомучеников и Исповедников Российских с нами, по эту сторону пропасти, которая нас разделяет с МП На той стороне Российских Мучеников и Исповедников не почитают, или только в случае какой-то надобности. МП жила и живет компромиссами. Компромиссами с богоборцами, с католиками, с монофизитами и так дальше. Она, на подобие политической партии, ищет укрепить своё влияние, устанавливая переговоры с мировыми организациями и заключая соглашения.

В свою очередь, западные политики и религиозные деятели, общественные объединения, масоны пытаются поддержать МП, чтобы чрез такой способ вступить в Россию. Ибо они знают, что МП единственный структурированный, незыблемый организм, оставшийся в действии от прежних монолитных структур страны.

МП, в плане мировой её политики, имеет полный интерес склонить нас к примирению. И производится эта политика чрез нашу же среду. В этом плане, соединение ли при автономии Церкви заграницей, или другой какой-нибудь вариант сотрудничества, это не главная цель для МП. То, чего хочет от нас МП, это признание её, как легитимной, единственным организмом в мире, который до сих пор был в состоянии оспаривать ей легитимность, т.е. Русская Православная Церковь Заграницей, носящая на себе легитимность 1000-летней Русской Православной Церкви с того момента, как в 1927 г. возникла руками богоборцев нынешняя МП

Передача легитимности, присущей Русской Православной Церкви, от Русской Зарубежной Церкви, которая её имеет, Московской Патриархии, которая её не имеет - это единственная цель, преследуемая нынешними толками о переговорах. Некоторые наивно думают, что этим мы поможем МП и русскому народу. Нет, Патриархия куда сильнее нас и в нашей помощи не нуждается. Но она нуждается в Правде, как светлый хитон она её наденет на себя, не покаявшись в богоборческих делах и в богоотступнической своей природе. И это она может получить только от нас.

А мы после этого уже не будем иметь переданного ей хитона Святой Руси. Если мы ещё как-то сохраним себя, мы станем солью не солёной. Некоторые тогда захотят искать путей, чтобы исповедовать в чистоте и свободе истинную Православную веру. Так лучше сейчас хранить очаг Русской Православной Церкви Заграницей, которая до сих пор пронесла свет Истины чрез испытания и гонения на чужбине.

У нас в епархии можно считать, что примерно 12 священнослужителей не пойдут на компромисс с МП, включая духовенство этого храма.

В следующее Воскресенье, после Литургии, мы отслужим молебен Владыке Иоанну, а в ближайшую среду перед акафистом Божией Матери, мы отслужим панихиду нашим Первоиерархам и приснопамятному Владыке Антонию, будем таким образом молиться, чтобы они помогли нам и укрепили нас.

Протоиерей Вениамин Жуков

В начало

----------------------------

Rambler's Top100  TopList