29 октября 2005 г. Краткий комментарий редакции узла "Мысли о России" помещён в конце.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Сергианство нашего времени

21 октября 2005 г. в г. Лейквуд (Lakewood), штат Нью-Джёрси, США, состоялось собрание представителей приходов Восточно-американской епархии для выбора делегатов на 4-й Всезарубежный собор РПЦз(Л), намеченный на 6-14 мая 2006 г. в Сан-Франциско.

Это собрание явилось ярким проявлением сергианства, достигшего в наше время и берегов Америки, столь привлекательным путём спасения оно кажется некоторым нашим пастырям.

Сергианство 1920-х годов породило живучую бактерию, называемую раскол. В 1920-30-х годах раскол умертвил братьев наших православных христиан мученической смертью, других загнал в катакомбы, а третьих научил радоваться с извергами рода человеческого. Потомки последних здравствуют и поныне и прославляют своего основоположника Митрополита Сергия (Страгородского). В Российской Федерации их сегодня возглавляет «патриарх Алексий II». Радуйтесь! А заграницей, в наше время, произошёл духовный раскол.

Представители приходов прибыли на это собрание уже разделённые, по-разному понимающие заповеди Христовы и учение Церкви.

Собрание происходило в красивом, обширном зале при Александро-Невском соборе (настоятель -- протоиерей Валерий Лукьянов). В президиуме оказались Вл. Лавр, Вл. Гавриил и протоиерей Григорий Науменко в качестве вице-председателя собрания. Протоиерей Георгий Ларин и священник Серафим Ган были назначены секретарями, ведущими протокол собрания.

Устно ознакомив собрание с повесткой дня, протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии РПЦз(Л) по переговорам с МП («патриарх» метко назвал совместную комиссию «объединительной»), сообщил, что в течение последних лет комиссией было достигнуто соглашение о соединении РПЦз(Л) и МП. Работа, по его словам, была проведена колоссальная, тяжёлая, кропотливая, изнуряющая. Но усилия комиссии, которая работала с благословения вл. Лавра и под его руководством, увенчались успехом.

Из доклада можно заключить, что соединение с «Матерью-Церковью» необходимо сейчас же, без отлагательств, чтобы не пропустить благоприятное время. В будущем может оказаться поздно. Именно на это сделал упор о. Александр, объясняя причины для сиюминутного соединения.

Докладчик глубоко вник в исторически сложившееся положение «двух частей церкви», объяснил вину «обеих половин» в разделении, коснулся истории сергианства, экуменизма, отношений государства с церковью, возрождения Святой Руси, деятельности «патриарха», теперешнего благоустройства храмов МП и т.д. Весь его доклад убедительно доказывал, что необходимо как можно скорей соединяться.

С докладом о работе Предсоборной комиссии, готовящей 4-й Всезарубежный собор, выступил настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. В своём докладе отец Виктор сделал краткий обзор Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. и трёх предыдущих Всезарубежных Соборов (1921, 1938 и 1974 гг.) и рассказал о программе предстоящего собора, одобренной на заседании Архиерейского Синода РПЦз(Л) в мае 2005 г.

Этот доклад тоже убедительно доказывал, что зарубежная церковь, чуть ли не с момента своего основания, только и думала как бы соединиться с МП. И вот теперь настала эта долгожданная возможность, которую мы не имеем права упустить.

Во время доклада о. Виктора мне вспомнился доклад П. Н. Будзиловича на ту же тему – обзор трёх Всезарубежных Соборов,-- сделанный им Архиерейскому собору РПЦЗ в октябре 2000 г. по приглашению Архиепископа Лавра и Епископа Гавриила. Поразительно, но Будзилович, на основании тех же протоколов тех же соборов, пришёл к диаметрально противоположным заключениям. А именно, что РПЦЗ, в течение всей своей истории незыблемо стояла против всех атрибутов МП – сергианства, участия в экуменизме, попирания памяти Новомучеников. Тут же мне вспомнилось, что экуменизм был анафематствован РПЦЗ в 1983 г. Но об этом оба докладчика не упоминали, как в доме повешенного не принято говорить о верёвке.

После докладов можно было задавать вопросы. Вопрошавшим особенно был непонятен вопрос с сергианством, которое «патриарх» не только не осудил, но и откровенно проявил с ним полную солидарность. Отвечая на вопросы о сергианстве, о. Александр постоянно заглядывал в бумажки, разложенные перед ним, и вычитывал цитаты из протоколов комиссий, постановлений, решений, посланий и из всего того, о чём договорились комиссии.

Общее заключение, которое можно было сделать из ответов докладчиков, было такое: сергианство – это нехорошо. Но забудем -- «кто старое помянёт, тому глаз вон». Оставим прошлое в прошлом, будем смотреть в будущее и не будем больше повторять то, что всем известно. Сам Митрополит Сергий – герой, он сохранил церковь. Но давайте забудем и не будем без конца вспоминать больше и т.д. в том же духе.

Докладчикам (да и президиуму) и в голову не приходило, что в данный момент в зале разыгрывалась трагикомедия, главными героями которой были они сами (вместе с президиумом). Здесь во всю действовало то самое сергианство, которое о. Александр рекомендовал забыть.

Насчёт Всемирного совета церквей о. Александр сказал, что «патриарху» невыгодно из него уходить, так как место русской церкви займёт Константинополь и таким образом русская церковь окажется без представительства и не будет иметь положительного влияния на экуменизм. А вообще-то «патриарх» обещал, что уйдет оттуда в своё время.

Вл. Лавра спросили – что, если Всезарубежный собор проголосует против соединения, а синод – за? Как тогда будет решён вопрос? Он ответил, что тогда решать будет Архиерейский собор.

Вот тебе и на! Хоть в лоб, хоть по лбу! Соединяться будем в любом случае, а раскол пусть будет расколом.

Задававшие вопросы должны были становиться в длинную очередь к микрофону, которым заведовал о. Сергий Лукьянов, сын настоятеля Александро-Невского собора. Один священнослужитель настолько был взволнован докладом, что с явной болью в сердце высказывал свой протест против соединения, волновался и приостанавливал свою речь, просил прощения у слушателей и продолжал дальше убедительно доказывать, что соединение есть безумие с нашей стороны.

Вразумительного повода для соединения никто привести не мог при всех усилиях и докладчиков, и президиума. Но нажим со стороны ведущих собрание был такой, что стало ясно – нам предстоит соединение, не взирая на возможность раскола.

Выступающих против соединения было, по крайней мере, трое из четырёх.

В какой-то момент произошёл курьёзный случай. Протоиерей Георгий Ларин, назначенный вести протокол заседания, ни в дискуссиях, ни в прениях на участвовал. Но, наконец, не вытерпел, вскочил и начал буквально кричать, что это безобразие, что в России больные люди, что наш долг их спасать и пр. в этом же роде.

Докладчикам и президиуму было вполне очевидно, что в нашей зарубежной церкви произошёл раскол, что необходимы срочные меры. Т.е., здесь же, на месте, остановить всякую деятельность, направленную на соединение и этим самым вылечить церковь от предательского сергианства, которое так ощутимо проявило себя на этом собрании. Но этого не произошло.

После этого был обед, а после обеда было устроено голосование по какому-то новому, невиданному способу. Каждому делегату была выдана ярко-зеленая карточка размером около 5 на 7 дюймов (13 на 18 см). На ней каждый делегат должен был написать восемь фамилий лиц, которых он хотел бы выбрать в качестве делегатов на Всезарубежный собор. Но до этого нужно было предложить кандидатов в делегаты.

Впереди возле президиума была установлена доска, которая была разделена на квадраты, каждый из которых представлял некий район Восточно-американской епархии. В эти квадраты вписывались имена, которые предлагались присутствующими. Предлагающий и предлагаемый должны были быть в одном и том же квадрате. Таким образом вписали своих кандидатов, а после этого, с доски, каждый присутствующий должен был выбрать восемь имен и вписать их в свою зелёную карточку, которые были собраны и унесены для подсчёта голосов в другую комнату.

Подводя итог, можно сказать следующее. События пятницы 21 октября 2005 г. были плодом инициативы отдельных лиц, типичное, недоброй памяти, колхозное собрание со следующими результатами: делегатами на Всезарубежный собор от Восточно-американской епархии поедут митрофорный протоиерей Иоанн Сорочка, протоиерей Марк Бурачёк, иерей Виктор Болдевскуль, иерей Виктор Добров, А. Беляев, К. Дерозьер, Т. Клейдер, И. Квалс.

Очевидец
26 октября 2005 г.

В начало

От редакции узла «Мысли о России»:

1. Редакция принимает анонимные статьи, только когда знает имя, фамилию и адрес автора.
2. Вот в какой обтекаемой формулировке суммирован результат этого собрания на официальном узле РПЦз(Л): «Из дискуссии, последовавшей за докладами, ясно, что в епархии существуют разные точки зрения на процесс сближения с Московским Патриархатом – от полного его одобрения до резкого неприятия и осуждения. Одни, выступали с одобрением позиции Архиерейского Синода, принимая настоящий процесс как волю Божию о Русской Церкви, а другие, ссылаясь на захват церковной собственности в Хевроне и Иерихоне в конце 90-х годов, приводили аргументы об имуществе и ‘поглощении’, о том, что у многих еще не хватает доверия к Московской Патриархии».

Другими словами, главные высказываемые возражения против соединения, по мнению «священноначалия» касались захвата имущества РПЦЗ представителями МП! Ну, и мимоходом, «еще не хватает доверия к Московской Патриархии». Со временем, мол, доверие появится.

А насчёт «воли Божией» вспоминается послание «рассвобождённого» (от царского гнёта) Св. Синода РПЦ от 9 марта 1917 г., начинающееся так: «Свершилась вопя Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути». (Курсив МоР). О том, какие получились «слава» и «счастье» всем известно.

И возникает мысль – а что, если, в соответствии с настойчивой и неприятнейшей тенденцией истории повторяться, «воля Божия» теперешнего синода РПЦз(Л) выльется в аналогичные «счастье» и «славу» для потомков «недорезанных буржуев»? От расстрела и Гулага, понятно, их спасёт полиция их стран рассеяния (на родину ехать дураков нет, «спасать Россию» куда приятней и безопасней из комфорта своих домиков на гнилом Западе), но тёпленькие местечки наверняка придётся уступить любителям загранкомандировок среди батюшек МП?

В начало

----------------------------

Rambler's Top100  TopList