Получено 18 января 2005 г.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Мы – верные

Верные чада и пастыри Русской Зарубежной Церкви нередко высказывают обличения в адрес иных так называемых церковных сообществ. Такие высказывания, конечно, вызывают массу неприязни со стороны членов этих сообществ, а также недоумение и даже неприязнь некоторых чад самой Зарубежной Церкви. Зачастую приходится слышать рассуждения о том, что "все мы православные, зачем ссориться"?, или "а кто без греха"? и пр.

Такое отношение наших братьев не может оставить нас равнодушными, и требует разъяснения. Не берёмся расставить все точки над "i", но некоторую ясность в понимании вопроса, мы в этой статье попробуем внести.

Церковь живёт Христом, руководствуется Его заповедями и управляется Святым Духом через Святые Соборы и святоотеческое предание. Суть жизни земной церкви Христовой Воинствующей, это воссоединиться с Церковью Небесной Торжествующей. Такое воссоединение Церкви в лице каждого отдельного Её члена происходит по мере воссоединения каждого со Христом через воцерковление, которое непременно влечёт за собой духовную брань против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Поэтому, мы, православные, не принадлежим некоему человеческому собранию, но являемся живыми членами Тела Христова – Святой Православной Церкви. Разговоры о дружбе, мире и согласии в этой связи имеют совершенно иной, неземной характер, в отличие от тех, что мы наблюдаем среди безбожного мiра.

Господь Бог пришёл разделить людей, а не объединить между собой. Он Сам говорит нам: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. (Мф. 6:34-35).

Бог – суть Истина (Ин. 14:6). Если кто-либо лжёт, а тем более, исповедует ложь, как в случае с ересями, то он отходит от Господа. Невозможно двум человекам говорить противоположное о Господе, непреложной Истине, и при этом обоим быть правыми. Когда католик заявляет, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, а православный стоит на том, что только от Отца, то кто-то из них двоих заблуждается. И будет ложью говорить, что оба могут оказаться правы. Ведь мы не в положении дохристианских мудрецов, ищущих истину на ощупь. Царство Небесное приблизилось и Оно нам проповедано и внутри каждого есть (Лк. 17:21), поэтому разговоры о том, что посмертную Истину каждый может познать своим исповеданием, значит – противоречить Евангелию.

То же касается разных "православных" течений. Почему мы не вместе, например, с так называемой Московской Патриархией? Московская Патриархия говорит, что так сложилось в силу исторических причин. Это по сути бессмысленная фраза. На силу исторических причин можно списать буквально всё, и не вынести никакого нравственного урока. Мы не вместе, потому что исповедуем разное – у нас нет единодушия. Наши пути разошлись в исповедании. Между нами стала Истина – Христос.

Буквально, основой послужило исповедание некоторыми епископами того, что для "спасения Церкви" можно служить безбожной власти "не за страх, а за совесть", и непризнание такой позиции другими епископами.

Так можно, или нельзя? Господь нам ясно отвечает: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне. (Мф. 6:24). К сожалению, некоторым слов Господа недостаточно, чтобы понять, что служение безбожной власти противно Ему. Чтобы определить это раз и навсегда (вернее, повторить и утвердить), Священный Собор Русской Зарубежной Церкви провозгласил анафему всем тем, кто говорит "можно". А это, по меньшей мере, - все епископы Московской Патриархии. А также все те, кто поминает их на литургиях, ибо одно моление с еретиками отлучает молящегося от Церкви (65-е Апостольское правило).

Как следствие первого отступления, появились другие ереси и закоренелые церковные преступления, такие как экуменизм, повсеместная симония и прочее.

Но если вышеизложенное – недостаточное основание, чтобы не быть "вместе православными", то где тогда "миротворцы" проведут границу между православными, правильно славящими, верно исповедующими Господа, и всеми остальными? В чём ПРАВОславность? В обрядах, архитектуре, облачениях? Но это ведь - всё земное, тленное, и в Церкви - второстепенное. Так, католики и прочие еретики не начинали с того, что изменяли внешность церковной жизни. Начало всегда лежало в личном отношении к Истине, ко Христу. Только со временем они стали менять свои богослужебные обычаи, положения и догматы. И за почти тысячу лет стали настолько далёкими от православных, что их сразу видать. Так и Иуда сначала пустил сатану в сердце, а уж потом сделал своё дело (Ин. 13:27-31). Мы тоже сначала соглашаемся на грех в сердце - отходим от Господа, не призываем Его в помощь, а потом грешим – проявляем своё отступление внешне. И, если не каемся, то внешне становимся вполне узнаваемыми служителями греха.

Те, так называемые "тоже православные", подпадающие под анафемы (не только Русской Зарубежной Церкви, но и более ранние), искажающие Евангельское учение, только потому ещё сохранили православный облик, что отошли от Христа сравнительно недавно. Отошли массово, сильно и страшно. Отошли вместе с огромной православной империей. Ведь и Рим был православной столицей. А теперь там мерзость запустения, во главе которого - так называемый папа римский. Почему тогда мы отрицаем то, что Москва, третья православная столица, не может иметь лже-верующего на своем престоле? Или, Константинополь и Александрия не могут иметь еретиков во главе "официальных" церквей? Только ли потому, что они внешне сохраняют православные обычаи? Вера не в обычаях, но в любви к Истине. Не могут, попирающие истину, в то же время иметь веру во Христа - Истину.

Есть среди нас и такие, кто рассуждают, что вообще все так называемые христиане – братья. Или, хуже того, что и люди все – братья. Так рассуждать нельзя, ибо Господь, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12:49-50). То есть те, кто возлюбил Христа прежде всего, и Истину Его в единомыслии исповедуют – те суть братья. Иначе, зачем мы почитаем сотни тысяч святых мучеников? За что они пострадали? И за что тогда Сам Христос пострадал? Если можно стяжать жизнь вечную без Истины, Христа, Сына Божия, то Его Рождество, земная жизнь, Распятие и Воскресение - бессмысленны. Как же, соглашаясь с таким рассуждением, мы можем называть себя христианами?

"Не ссориться" с еретиками и отступниками – не значит, соглашаться с исповедуемой неправдой. Поэтому, наши пастыри не могут молча наблюдать за тем, как от лица якобы Православной Церкви людям лгут и призывают исповедовать ложь. Обличительные слова в адрес еретиков звучат не со злорадством, не с желанием унизить их, но с попечением о душах, которые только в Истине могут иметь спасение. Господь тоже мог "не ссориться" с теми, кто Его предал на распятие. Мог не обличать их, не говорить, что они полны хищения и неправды (Мф. 23:25). Мог, да не стал, ибо имеет великое попечение о нас грешных.

Также никто не берётся утверждать, что чада Русской Зарубежной Церкви - "без греха". Мы не говорим, что, пребывая в единственно подлинной Церкви, - мы святы. Это опять было бы противоречием Евангелию - Господь не пришёл исцелять праведников, но грешных (Мк. 2:17). Тем не менее, Собор Зарубежной Церкви не исповедует лжи. Мы твёрдо исповедуем верность Евангелию, Святым Соборам и преданию святых отец. Каждый из членов Русской Зарубежной Церкви, несомненно, грешен, как и всякий человек. Однако, самого исповедания мы в угоду своим слабостям не меняем. Мы не святые, но молим Христа укреплять нас в вере, чтобы оставаться нам овцами неизменно до того дня, когда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф. 25:32-33).

Иподиакон Алексей Фимин
Монреаль, Рождество 2004 г. Р. Х.

В начало

----------------------------

Rambler's Top100  TopList