Составлено 25 февраля 2004 г. Обновлено 26 февраля 2004 г.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Великопостные слова и дела РПЦз(Л)
или
Не перегрели ли лягушку?

19 февраля 2004 г. на официальном узле РПЦз(Л) появилось «Великопостное послание к пастве Первоиерарха Русской Правослвной(sic!) Церкви заграницей». Из него можно заключить, что в отношении «желанного сближения» с Московской патриархией, («МП») лавровский синод, по ТАКТИЧЕСКИМ соображениям, решил временно убавить огонь под «варящейся лягушкой». Для читателя незнакомого с этим термином, напомним, что редакция узла «Мысли о России» («МоР») недавно использовала довольно известную в Америке аллегорию о том, как лягушка добровольно(!) сварилась. Лягушку посадили в мелкую кастрюлю с тёплой водой и поставили на медленный огонь. По мере того как вода нагревалась, лягушка продолжала нежиться в кастрюле. Температура, наконец, поднялась до того, что лягушка потеряла способность двигаться. Вода закипела и лягушка оказалась ДОБРОВОЛЬНО – она могла выпрыгнуть из кастрюли в любой момент -- заживо сваренной! В нашем случае «лягушка» -- оболваниваемая своим «священноначалием» паства РПЦз(Л).

Но, когда в 2003 г. вожди РПЦз(Л) решили, что «лягушка» готова для варки, что «процесс пошёл» и события начали разворачиваться в ускоренном темпе, «лягушка» -- хотя и не выпрыгнула из «кастрюли» -- вдруг проявила признаки жизни. На «Всезарубежном пастырском совещании» РПЦз(Л), состоявшемся 8-12 декабря 2003 г., было высказано достаточно возражений против немедленного объединения с МП. Хотя возражения эти были не принципиальными, а, скорее, на бытовом уровне, состоявшийся сразу после Совещания архиерейский собор РПЦз(Л) решил убавить огонь под лягушкой. Замолкли речи о скором установлении с МП молитвенного и евхаристического общения, намеченная на январь 2004 г. поездка вождя РПЦз(Л) в гости к «патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II» вдруг отложилась на «первую половину 2004 г.», а разговоры о том, что он туда поедет для подписания некого «соглашения», вдруг прекратились.

Для удобства читателя приведём относящиеся к теме выдержки из «Великопостного послания»:

«На минувшей неделе состоялось очередное заседание Архиерейского Синода. Наряду с прочими обсуждениями, шла речь о приглашении посетить Отечество наше, полученном мною от Патриарха Алексия Второго. Приглашение это было передано мне российским президентом В.В. Путиным во время его посещения Нью Йорка в сентябре прошлого года. Сам факт подобного приглашения, обращенного к Русской Зарубежной Церкви впервые за 80 c лишним лет ее существования, обстоятельства, при которых оно было получено, – все это с несомненностью говорит о важных переменах, происходящих в России. Наша святая обязанность – по мере сил разобраться в происходящем и по словам Святителя Игнатия Брянчанинова, «понять время»».
..............................
«Архиерейским Синодом было решено, что, с помощью Божией, моя поездка в Москву состоится до праздника Вознесения Господня. В ходе ее я встречусь с главой Московского Патриархата, а также надеюсь познакомиться с церковной жизнью в России. В частности, я хотел бы посетить Екатеринбург и другие города России с намерением поклониться святыням. Таким образом, поездка эта будет носить, прежде всего, ознакомительный характер. Эта поездка ни в коем случае не является «началом объединения», как иногда выражаются журналисты. Не идет речь и о молитвенном общении, которое должно стать завершением всего процесса уврачевания. Это лишь смиренная попытка изыскать путь к осмыслению наших общих основ и взаимопониманий. Путь этот может оказаться достаточно долгим. Но даже не попытаться ступить на него – было бы глубоким заблуждением.».

Прежде всего стоит мимоходом отметить небольшую неточность о том, что подобное приглашение было получено РПЦЗ «впервые за 80 c лишним лет ее существования». В течение этого времени предводители советской церкви неоднократно призывали священноначалие и паству РПЦЗ к «воссоединению». Правильнее было бы сказать, что политика МП, с момента её истоков в 1927 г. и основания тов. Сталиным в сентябре 1943 г. и по сей день, по отношению к РПЦЗ не менялась – все эти годы ею делалось всё возможное для уничтожения РПЦЗ. Если и были некие изменения, то только в мышлении и мировоззрении теперешней верхушки РПЦз(Л). Поэтому нет никаких оснований говорить о «важных переменах, происходящих в России.».» ТАМ важных перемен как раз и не было – МП как была сверху донизу послушным придатком КГБ, так и осталась. И последнее – термин «Россия» по отношению к Российской Федерации (официальное название территории бывшей РСФСР) настолько же неуместен и неправилен, как и по отношению к СССР. Его употребление происходит, по-видимому, от стремления выдавать желаемое за действительность.

Но пойдём дальше. Параграф о целях поездки, в свете многих заявлений, сделанных лавровским синодом и его представителями по этому вопросу в течение последних лет и даже месяцев, мягко выражаясь, поразителен. Например, в официальном сообщении лавровского синода о поездке делегации в Москву 17-25 ноября 2003 г., сказано: «В программу визита также включены встречи со Священноначалием Московского Патриархата, на которых будет обсуждаться тема преодоления исторически изжившего себя разделения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей.». (выделено редакцией МоР). Если разделение «исторически изжило» себя, то почему сейчас нельзя говорить о молитвенном общении? Тем более, что на майском (2003 г.) заседании лавровского синода, ВПЕРВЫЕ в истории РПЦЗ, была официально признана благодать таинств МП. В «Послании Архиерейского Синода РПЦЗ епископу Женевскому и Западно-Европейскому Амвросию по поводу инициативы Патриарха Алексия II об объединении русских православных в Западной Европе» это было выражено так: «Единство разных частей Русской Церкви уже существует среди русских православных людей на родине и в рассеянии. Благодать таинств в церквях России не ставится под сомнение Русской Церковью за границей, так же как и Московский патриархат принимает таинства, совершаемые духовенством РПЦЗ.». Повторим – если благодать таинств взаимоприемлемы и РПЦз(Л) и МП, то почему вождь РПЦз(Л) сейчас вдруг заявляет, что «Не идет речь и о молитвенном общении...»? Если члены РПЦз(Л) и МП могут причащаться из одной чаши, то почему не поговорить и о молитвенном общении? О каком «завершении всего процесса уврачевания» идёт речь, если благодать таинств обеих «структур», используя модное словечко, УЖЕ взаимно признаётся?

Тут, по-видимому, налицо попытка опять темнить, лицемерить, уклоняться от правды. Попытка успокоить встревоженную паству, довести своё предательство до конца, а потом поставить своих прихожан перед совершившимся фактом. Вспомним, что лавровский синод долго лгал своей пастве об идущих переговорах с МП, всячески отнекиваясь от этого. Только в своём торжествующем коммюнике, считая, что «лягушка» уже почти готова, они проговорились:

«Данная встреча – итог длительного процесса общения между членами Русской Церкви в России и в Зарубежье. Приглашение на такую встречу также было уже высказано во время первого визита Президента России В.В. Путина в США в 2001. По благословению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей при президентских визитах в США и Германию имели место краткие встречи архиереев Русской Зарубежной Церкви с Президентом России.». Другими словами, в то время как лавровский синод в своих заявлениях отрицал факт переговоров с МП, они велись уже долгое время закулисно!

И ещё один пример скрывания фактов от паствы, о котором проговорился еп. Сан-францисский и Западно-американский Кирилл в своём интервью Сан-францисскому соборному «Благовестнику» 27 сентября 2003 г. . Вот его ответ на один из вопросов «Благовестника»:

«В сентябре месяце с.г. на заседание Архиерейского Синода прибыл настоятель ставропигиального Сретенского монастыря в Москве, архимандрит Тихон. Сретенский монастырь – издательский центр Православной Церкви в России. Отец Тихон хорошо знает и о внутренней жизни Московского Патриархата, и о жизни Русской Зарубежной Церкви. Он был участником двух Церковно-исторических конференциях, проведенных в 2001 и 2002 годах. На заседании Архиерейского Синода отец Тихон передал архипастырям пожелание Президента России, В.В. Путина встречи с иерархией Русской Православной Церкви заграницей.».

Заседание синода, упоминаемое добрым епископом выше, согласно отчёту о нём, появившемуся 10 сентября 2003 г. на официальном узле лавровского синода, состоялось 2-4 сентября 2003 г. В этом отчёте, после перечисления участников заседания, было сказано: «Помимо членов Архиерейского Синода, на заседании принимали участие епископ Михаил Бостонский, епископ Агапит Штуттгартский и епископ Кливлендский Петр.».

О том, что на этом заседании также присутствовал, как проговорился еп. Кирилл, «архимандрит» Тихон, в отчёте, предназначенном для «широких масс» -- ни слова. А ведь присутствие клирика МП на заседании синода – неслыханное, из ряда вон выходящее, событие!

Но «дальше в лес – больше дров». По словам отчёта, «Самый главный вопрос на повестке заседания Архиерейского Синода – подготовка к Всезарубежному совещанию духовенства Русской Православной Церкви заграницей и к предстоящему Архиерейскому Собору.»!

Итак, ни присутствие на заседании синода клирика лже-церкви МП (по определению прежних митрополитов РПЦЗ), ни то, что этот клирик передал синоду приглашение президента РФ В. Путина встретиться через три недели – по мнению архипастырей РПЦз(Л) не входило в категорию «главных вопросов»! Почему же в своём «Великопостном послании» вождь РПЦз(Л) так выпячивает факт получения этого приглашения, а также, «обстоятельства, при которых оно было получено, – все это с несомненностью говорит о важных переменах, происходящих в России.»? Почему бы не поделиться такими радостными новостями с паствой?

Дело тут, по-видимому, в другом – в страхе, что (как показало Всезарубежное пастырское совещание) не все среди паствы молчаливо проглотят новость о том, что МП, оказывается, «хорошая», что в РФ произошли «важные перемены», и что РПЦЗ должна «воссоединиться с Матерью-Церковью». Именно поэтому теперешнее «Великопостное послание» наполнено слащавыми словами и лживыми заверениями в том, что, в общем, ничего важного во встрече вождя РПЦз(Л) с тов. Дроздовым (также известным как «патриарх Московский и Всея Руси Алексий II») нет. И что вся поездка – нечто вроде увеселительной и ознакомительной прогулки. Как говорится в «Великопостном послании»: «Архиерейским Синодом было решено, что, с помощью Божией, моя поездка в Москву состоится до праздника Вознесения Господня. В ходе ее я встречусь с главой Московского Патриархата, а также надеюсь познакомиться с церковной жизнью в России. В частности, я хотел бы посетить Екатеринбург и другие города России с намерением поклониться святыням.». Другими словами, встреча с тов. Дроздовым – так себе, второстепенное явление. Главное – «поклониться святыням, ознакомиться с церковной жизнью».

Но здесь уместно сказать несколько слов о том, что в «Великопостном послании» начисто отсутствует. В первом же абзаце послания вождя РПЦз(Л) есть такие слова: «Это и есть время Великого Поста, время нашего очищения. Святой Григорий Палама, память которого отмечается Церковью на Второй неделе Великого Поста, говорит: “Истинный пост, это такой пост, который распространяется на все; такой пост все очищает и все врачует.” Постараемся же очистить себя постом от греховного груза, тяжело облепившего наши тела и души.».

Воистину так! Пост, «который распространяется на всё». Но «всё» лавровского синода не распространяется, по-видимому, на неправедные судебные процессы, которые этот синод ведёт против своего законного Первоиерарха митрополита Виталия, а также против престарелых монахинь Богородице-Владимирского монастыря в Калифорнии. В обоих случаях процессы ведутся с целью овладения имуществом. Это было настолько очевидно, что в газетной статье об ОДНОМ из процессов против м. Виталия было написано: «Судья заключила, что церковное руководство использовало Устинова [митрополита Виталия, ред.] как "пешку" и что их "забота о [его] личном благополучии была второстепенным фактором, скрывающим истинную цель этого дела: контроль над церковным имуществом". Судья добавила, что её специалисты установили, что Устинов "находится там, где он хочет быть и что он совершенно ясно проявил способность принять такое решение".».

Та же картина и с монастырём в Калифорнии. Не говоря уже о неприемлемости обращения в гражданский суд с иском против своих единоверцев и о миллионных (в долларах) затратах на него, в ходе процесса лавровский синод применяет поистине нечеловеческие методы. Так, 90-летняя мать игуменья, после изнурительных допросов адвокатами лавровского синода, перенесла сердечный припадок. Только после этого, по настоянию врачей (а не по своей доброй воле), лавровский синод был вынужден прекратить эти допросы. Но вместо того, чтобы успокоиться, они обратились в суд с просьбой устроить подобные допросу 93-хлетнему митрополиту Виталию (уж не в надежде ли, что и его доведут до инфаркта?).

Интересно, что сказал бы св. Григорий Палама, который бесстыже цитируется в начале «Великопостного послания», по поводу всех этих судов? И о чём будут думать лавровские вожди, отмечая память этого святого на второй неделе Великого поста?

Впрочем, не будем тревожить Святых Отцов вопросами, ответы на которые очевидны для православного, даже и мирянина. Да и в нашем случае частичный ответ даёт поведение Митрополита Виталия. Так, несмотря на то, что он свободно мог бы начать УГОЛОВНОЕ дело против лавровского синода за нападение на него и грубое насилие с целью увоза его из Мансонвилля в Нью-Йорк 22 ноября 2001 г., он этого по сей день не сделал. А ведь – весьма вероятный – выигрыш такого судебного иска надолго отбил бы охоту у лавровского синода судиться с ним. Более того. «лавровцам», наверно, пришлось бы просить своего ново-обретенного московского друга, «патриарха» Алексия, отслюнить им несколько миллионов из своих табачно-водочных капиталов на покрытие возможного штрафа. Но – у Митрополита Виталия мерки, по-видимому, другие, православные...

В начало

---------------------------------------

Rambler's Top100  TopList