Получено 24 июня 2002 г. В авторский текст редакция добавила интернетовские ссылки на соответствующие события и документы. Учитывая, что у многих посетителей нашего узла нет доступа к комментируему материалу из выходящей в Нью-Йорке русскоязычной газеты "В Новом свете", редакция поместила текст этой статьи в конце.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Нужному слову -- нужное место

Извините, я без вступления.

Стою я как-то на платформе Нью-йоркского метро. Смотрю на рекламы и скучаю. И вдруг в мусорнике вижу обрывок газеты, а на нём -- фотография моего любимого, ещё по Советскому Союзу, киноактёра-комика. Да его все совки знают, Пуговкина. Дивлюсь, думаю, откуда он -- Пуговкин -- здесь в Америке взялся? Наклонился к газете, уже поднять собрался. Да незадача -- фотография Пуговкина цела, а полтекста оторвано. Ну, понятно, народ затоптал газетный лист. Тогда решил, давай-ка я название газеты запомню. По названию найду и всю статью, про Пуговкина почитаю.

Название газеты оказалось легко запоминаемым -- "В Новом свете". Пуговкин был сфотографирован в виде православного священника, с крестом на груди. Ну, вроде кадра из фильма "12 стульев", по одноименному роману Ильфа и Петрова, там, где Пуговкин отца Фёдора играл. Думаю, раз уж я Пуговкина в Америке, да ещё в таком месте, нашёл, то и газету эту точно разыщу. Не ветром же её, кириллицей писанную, в мусорник метро занесло. Наверно, и купить её где-то можно.

Сам я человек мало читающий и потому некоторые сомнения всё-таки были -- найду ли я здесь, в Америке, газету, о которой и слыхом не слыхивал? Да ещё на моём родном языке. Да кому, думаю, я здесь со своим Пуговкиным нужен? Но, вопреки моим сомнениям, газету эту "В Новом свете", от 31 мая-6 июня 2002 г., с интересной статьёй на 16-й странице, я нашёл чуть ли не в первом киоске.

Газету добыл и приготовился наслаждаться. Какой-де юбилей у моего Пуговкина? Начинаю читать, вроде бы всё по-русски написано, а смысла не улавливаю. Перечитывать стал -- опять запутался. Да вы и сами меня поймите. Во-первых: заголовок -- "Православные Виталибаны". Бред какой-то. Во-вторых: на фотографии отец Фёдор из фильма "12 стульев" (тот самый, который эти стулья у Кисы Воробьянинова тырил). А под фотографией, ей-ей не вру, сами газету прочитайте, написано, не ко сну будь сказано, что это "настоятель храма Иоанна Предтечи в Вашингтоне, священник Виктор Потапов". И никак не из фильма "12 стульев". А прямо из нашей Русской Православной Церкви Заграницей, РПЦЗ. В-третьих: текст вокруг фотографии вовсе не батюшки Потапова, а уж совсем шпаны какой-то. Отношения даже к Пуговкину не имеющий.

В-четвёртых: газета эта, в которой я думал, что нашёл Пуговкина, такими мелочами, как православие, не занимается. Я хоть и не её читатель, но, чтобы с Пуговкиным разобраться -- ну, каким образом его с Потаповым перепутали -- несколько номеров газеты этой достал и прочитал. И сделал вывод -- не стали бы они о Потапове писать, впечатление такое, что среди читателей этой газеты православных -- кот наплакал. Они пишут всё больше о вещах серьёзных, служат трибуной дел насущных -- политика, проституция, бандитизм, "сексуальные меньшинства" и т.д. Поэтому-то я и решил, что тут какая-то путаница: наш зарубежный священник и сам в такой газете печататься не станет. Невольно вспомнился бытующий в совке анекдот (быль?) о том, что ещё при жизни св. Патриарха Тихона мавзолей с Лениным залило "золотом" из прорвавшейся канализации. И вот П. Тихон, услышав об этом, якобы сказал: "По мощам и елей". В нашем случае -- по теме и трибуна?

Да и для газеты пользы мало. Ведь батюшка в той острой среде, о которой газета пишет, не вращается и среде этой православие также интересно, как прошлогодний снег. Да и для своих высказываний у священника есть другие, более достойные, средства массовой информации. Например, журнал "Православная Русь". Более того, о. Виктор Потапов (уж я-то знаю) -- несгибаемый борец с Московской патриархией ("МП"). Особенно с их генеральным злыднем -- Дроздовым, офицером КГБ. Так настоящий о. Виктор, многие годы вещающий на радио "Голос Америки", в своих фундаментальных исследованиях величает ныне здравствующего "патриарха Всея Руси Алексия II", см. например, "Молчанием предаётся Бог". Ну, ладно, подвернулась юморная статейка, я сам в ней плохо разобрался, да вас ещё путать начинаю. Действительно, пойди разберись, где тут Пуговкин, где отец Фёдор из "12 стульев", а где отец Виктор Потапов. А сказать всё это захотелось для того, чтобы защитить нашего Русской Зарубежной Церкви отца Потапова. Он ведь из скромности и слова за себя (да ещё в такой газетёнке!) не замолвит. Не бывает у нас батюшек таких.

Одним словом, вот такая статья в газете путанная попалась. И вот дочитываю я её, статью эту про Пуговкина, и думаю. Трудно им, что ли, газетчикам, было сразу объяснить, что всё, что про Потапова -- это шутка, а что про Пуговкина -- то правда. Ну, вообще-то разобраться можно. Наверное в честь юбиляра Пуговкина внёс корреспондент в интервью элемент старой забытой аллегории. Т.е. вместо отца Фёдора-Пуговкина, поместили фото отца Виктора Потапова. Их, кстати, друг от друга на вид не отличить. Только для отца Фёдора приключения кончились печально, сами помните -- сняли его бедного со скалы, с куском колбасы в зубах, и в психушку упекли. Текст в статье дали из классики, то ли из "Записок сумасшедшего", то ли из "Унтера Пришибеева". Те места, где в книге, да и в фильме, отец Фёдор мечтает: "Эх, стулья-де найду и свечной заводик куплю", в газете замаскировано на: "процесс сближения двух Церквей-сестёр станет необратимым". Да чего там говорить, много всяких интересных мест в интервью этом. Только не каждый догадается, что Пуговкину посвящена статья…

Ведь отец Потапов паству свою чему учит в проповедях своих? Ближнего любить, старших почитать, немощным помогать, хулы не возводить. Да и не перечесть все добродетели, которые отец Потапов прививает пастве своей. Зная всё это, кто же поверит той статье газетной? Там ведь отец Потапов якобы говорит, что всеми почитаемый Владыка Митрополит Виталий был пастырем недостойным. Что-де он, батюшка Потапов, не раз одёргивал пастыря своего и старшего как по положению, так и по возрасту, человека. А также и то, что не прислушался Владыка Виталий к отцу Потапову и кару за то понёс. То бишь где-то разбился и больше никогда литургий не служил.

Бред?! Ну, как не из "Унтера Пришибеева" текст взят? Кому только такое может понравиться? В первую очередь не понравится это самому отцу Виктору Потапову. Ведь не зря же это интервью не поместили на официальный узел Синода РПЦЗ на Интернете -- уж они-то наверняка знают, что отец Виктор тут ни при чём. А также не зря паства о. Потаповым ведомая, за все проповеди его о любви и почитании старших чтит его и в знак благодарности за поучение возлагают свою одесную на ошуюю. А отец Виктор вкладывает туда свою одесную, которую овцы пасомые лобызают. Понимаете? Да кто бы стал свои одесные и ошуии подставлять под одесную того, кто такие интервью даёт?!

Ясное дело, никто. Вот потому-то взял я и снёс эту статейку туда, откуда узнал о ней. Пусть не путают нас, простых верующих. И не наводят тень на наших батюшек. Нужному слову -- нужное место. Вот в этом месте я её и оставил.

Владимир Костриков
Прихожанин РПЦЗ
Пятидесятница 2002 г.

-------------------------------------------------

В начало

"Православные Виталибаны"

Российское Православие в ХХ столетии раскололось на несколько противостоящих друг другу частей. Наиболее непримиримо к Московскому патриархату до недавнего времени была настроена Русская Церковь за рубежом. Зарубежные иерархи и духовенство обвиняли российских православных не только в приспособленчестве, но и в прямом пособничестве безбожной власти. Однако после крушения коммунизма началось осторожное сближение. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Церкви обратился в августе 2000 года к зарубежникам с призывом начать диалог. Осенью прошлого года в Сэнтендре (Венгрия) прошла первая совместная научная конференция "История Русской Православной Церкви в ХХ столетии". В ней приняли участие как представители Московского патриархата, так и Русской Церкви за рубежом. Сегодня наш собеседник -- настоятель храма Иоанна Предтечи в Вашингтоне, священник Виктор Потапов. Миллионам россиян он хорошо знаком благодаря религиозным передачам, которые он ведёт не один десяток лет на радиостанции "Голос Америки".

Рядом с этим вступлением -- фотография протоиерея Виктора Потапова с надписью: "Не так страшен раскол, как его малюют…"

------------------------------------------

- После осмотра вашего храма возникает ощущение, что в нем собрано немало святынь, дорогих сердцу каждого православного...

- Так и есть. Хотя наш храм сравнительно молод - его первый этап был выстроен в 1958 году, а завершен в 1982-м. Община сформировалась раньше -- в сентябре 1949 года. Ее основатель -- один из святых прошлого столетия -- архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович). Сегодня в нашей общине 400 прихожан. В алтаре мы храним две святыни -- антиминсы (плат с частичкой мощей, на котором совершается литургия), подписанные архиепископом Ярославским Тихоном, будущим патриархом Московским и всея Руси, и архиепископом Тамбовским Кириллом (Смирновым), расстрелянным большевиками в 1937 году. Еще одна святыня -- подрясник архиепископа Иоанна Максимовича. В приделе -- боковины гробов новых мучениц российских -- великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы, монахини Варвары. В этих гробах их тела были вывезены во время Гражданской войны из Алапаевска, где они были убиты коммунистами, в Святую землю. Рядом их иконы с частичками мощей, У нас в соборе много частиц мощей святых угодников Божиих, и их благодатное присутствие постоянно ощущается. Мы благодарим Господа за такую милость.

- Чем вы объясняете противостояние между двумя ветвями российского Православия, которое длилось почти столетие?

- Причин тому много -- и прежде всего трагедия 1917 года. После захвата власти большевики начали небывалое в истории христианства по длительности и жестокости гонение на Церковь. После первого десятилетия они поняли, что уничтожить ее внешними гонениями невозможно. И решили взорвать ее изнутри. Те православные, которые оказались в эмиграции, стремились сохранить и приумножить духовное богатство Русской Церкви. Но общение между эмигрантскими и российскими христианами было нарушено. Поэтому сейчас, когда возникли все необходимые предпосылки для нормального общения двух ветвей российского Православия, взаимопонимание затруднено.

Я -- священник Русской Православной Церкви за рубежом и служу более 30 лет. Вполне ответственно заявляю -- ни один из наших церковных Соборов когда-либо в прошлом или настоящем не утверждал, что Церковь в России безблагодатна. Более того, когда глава нашей Церкви -- митрополит Виталий (Устинов) попытался утверждать это, я направил ему письмо, в котором протестовал против его высказываний и даже назвал их ересью.

- А как вы относитесь к печально известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года? Именно она породила самый серьезный раскол в Русской Церкви. Причем не только за рубежом, но прежде всего в России...

- До этого года Русская Церковь была едина. Разрыв произошел в 1927 году из-за Декларации. Митрополит Сергий, тогдашний заместитель патриаршего местоблюстителя, заявил о лояльности безбожной власти. Первыми на Декларацию откликнулись епископы, томившиеся в Соловках, опытном советском концлагере. Они безоговорочно осудили ее. Митрополит Сергий отдавал церковные институты под полный контроль государства. Этому противился при жизни и патриарх Тихон, и его преемник -- митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Большая часть приходов в России не признала и отказалась подчиниться митрополиту Сергию. Многие епископы и священнослужители поплатились за это жизнью. Разрыв сам по себе печальное явление, но наша Церковь и вся русская диаспора продолжали молиться за плененную Церковь-Мать. Разрыв углубился в 1961 году, когда Хрущев вынудил Московский патриархат вступить во Всемирный Совет Церквей.

- Это все остается в прошлом. Какова позиция Русской Церкви за рубежом сегодня?

- В последнее десятилетие Церковь в России вновь обрела свободу. Я, правда, не могу понять, почему она до сих пор не покинет ВСЦ -- эту политизированную организацию, проповедующую религиозный синкретизм? Мне кажется, что Московскому патриархату следовало бы последовать примеру некоторых Поместных Православных Церквей и покинуть ряды ВСЦ. И все же, несмотря ни на что, мы всегда признавали Московский патриархат подлинной и благодатной Церковью.

- Расскажите о вашем противостоянии митрополиту Виталию и сущности ваших расхождений.

- В одном из писем, которые я направил бывшему главе нашей Церкви, митрополиту Виталию Устинову, я протестовал против его утверждений, что иерархи и духовенство Московского патриархата безблагодатны. На одном из пастырских совещаний в Атланте почти четыре года назад (а я благочинный Вашингтона и Южных штатов, Атланта -- мое благочиние), когда один из наших священников, недавно перешедших в Православие, задал митрополиту вопрос: "Вот вы, владыка, утверждаете, что Церковь в России безблагодатна. А как же те десятки миллионов россиян, которые каждое воскресенье причащаются в российских храмах? Что же, они не причащаются Тела и Крови Спасителя?" Митрополит на полном серьезе объяснил ему, при всем честном народе, что если человек с верою подходит к Чаше, для него, в этот момент, хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Спасителя. Другими словами, Евхаристия здесь ни при чем, а спасает лишь личная вера отдельного человека. Я назвал в своем письме на имя митрополита тогда же это учение (весьма похожую на донатизм -- ересь, осужденную еще Древней Церковью) ересью «об автономной благодати». Доныне я считаю, что она заслуживает соборного осуждения. Между прочим, спустя несколько дней после своего богохульного высказывания, 24 ноября 1998 года, в праздник мироточивой иконы Монреальской Божией Матери, митрополит Виталий упал, сильно разбился и с тех пор ни разу не служил Божественную литургию. Как епископ и священнослужитель полностью вышел из строя. Есть над чем задуматься...

- Чем объясняется подобная позиция митрополита Виталия?

- Отчасти его преклонным возрастом. Ему уже 92 года. Отчасти фанатически настроенным окружением митрополита. Мы называем их «виталибанами». Подобные взгляды смущают не только мирян, но и духовенство. Особенно тех, кто пришел к нам из других христианских конфессий. А таких в последние годы становится все больше. После нашего спора с митрополитом Виталием я тщательно изучил все послания наших иерархов, начиная с Митрополита Антония Храповицкого. Подобных суждений о безблагодатности не высказывал никто. Кстати, наш епископ Даниил (Александров), вдумчивый богослов, в докладной записке, представленной очередному Архиерейскому Собору, поясняет, что само понятие «безблагодатность» чуждо лексикону Святых Отцов. Оно было введено в лексикон старообрядцами в конце XVII века, в пору великого раскола. Мы же всегда называли русскую церковь "страждущей" и считали себя Ее неотъемлемой частью. Мы всегда стремились помогать Ей. Завершив работу, я изложил итоги моих изысканий в письме к митрополиту Виталию, и оно стало достоянием церковной общественности.

- И митрополит ответил на ваше письмо?

- Нет, конечно. Но я слышал немало благодарных отзывов не только от духовенства, но даже от епископов.

- Неужели вас даже не наказали?

- К своему изумлению, я обнаружил в свое время, что митрополит Виталий боится меня и считает едва ли не тройным агентом спецслужб -- советских, американских и израильских! Поначалу меня эта клевета огорчала, а потом смирился. Видимо, страх остановил митрополита Виталия.

- Думаю, что и духовенству, и мирянам предельно надоели эти дрязги и склоки...

- Безусловно. Вместо того, чтобы заниматься насущными проблемами, масса сил тратилась на выяснение отношений. К счастью, для нашей Церкви этот период позади. Осенью прошлого года митрополит Виталий ушел на покой и во главе нашей Церкви встал митрополит Лавр, человек умудренный духовным и жизненным опытом. Теперь мы можем, не отвлекаясь на полемику, заняться одной из наиболее важных, на мой взгляд, проблем -- как утвердить Православие в Америке.

- Какие другие важные проблемы церковной жизни существуют в Америке?

- Мне кажется, вторая по значимости проблема -- личное благочестие в плюралистическом и обмирщенном обществе. Ритм повседневной жизни настолько убыстрился, повсеместная урбанизация оторвала человека от природы, христианские ценности размыты. Все чаще они подменяются гуманистическими, не проверенными светом Евангелия. В таком обществе трудно оставаться христианином. А ведь все христиане призваны свидетельствовать своим современникам о Христе. Причем не столько словами, сколько образом жизни. Когда Христос сравнивает христиан с солью, Он напоминает, что без соли продукты гниют. Мир вокруг нас разлагается. Остановить этот процесс могут только Господь и оставшиеся верными христиане. Но для этого они должны быть, согласно Евангельским заветам, светом мира.

- Насколько серьезен раскол в Русской Церкви за рубежом?

- Когда был избран митрополит Лавр, в России почему-то начали говорить о расколе в наших рядах. Раскола, к счастью, не произошло. Владыка Виталий, 15 лет возглавлявший нашу Церковь, поначалу смиренно принял решение Собора 2001 года. Он вот уже в течение четырех лет не совершает богослужений. А по канонам нашей Церкви правящий архиерей отстраняется от дел, если не в состоянии совершать литургию. Окружение владыки Виталия стало настраивать его против Собора, и позже он стал противиться соборному решению. Его поддержали несколько священников и один скандальный епископ, который в июле 2001 года был запрещен в священнослужении Архиерейским Собором и затем даже лишен сана -- Варнава Каннский. К нему присоединились еще два епископа на Украине -- Лазарь и Вениамин, у которых практически нет паствы. Так что вряд ли правомерно говорить о расколе в нашей Церкви.

- Во время визита Владимира Путина в США осенью прошлого года на официальный прием был приглашен епископ Вашей Церкви. Согласитесь, событие немыслимое в советские времена...

- В советские времена нас считали ярыми антисоветчиками. Но мы никогда не были врагами Святой Руси. В ноябре прошлого года в посольстве был устроен прием. Одним из гостей были секретарь Синода РПЗЦ, епископ Гавриил Манхэттенский. Более того, он и митрополит Лавр получили личное приглашение от президента посетить с дружеским визитом Москву. Надеюсь, что в этом году владыка Лавр сможет посетить Россию. Если это произойдет, можно надеяться, что процесс сближения двух Церквей-сестер станет необратимым.

Беседовал Сергей БЫЧКОВ.
Фото Автора.
Напечатано в газете "В Новом Свете" от 31 мая -- 6 июня 2002 г.

В начало

---------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList