Получено 19 февраля 2002 г. Комментарий редакции -- в конце.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

ПИСЬМО ВЛАДЫКИ ПЕРВОИЕРАРХА ПРОТОИЕРЕЮ РОМАНУ ЛУКЬЯНОВУ, НАПИСАННОЕ ВСКОРЕ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА(4)

Батюшка, отец Роман,

Я получил Ваше "Послание". Надо сказать, что Вам не дано право обращаться с посланиями ко всей нашей Церкви, и нет причины, по которой Вы можете это изменить. Ваше положение дает Вам право и ответственность пещися о вечном спасении душ Ваших прихожан.

Теперь перейдем к главному вопросу. Вы бы никогда не написали такого "послания", если бы все знали. А писать о таком важнейшем вопросе наших дней, как Московская патриархия и Русская Зарубежная Церковь, надо только тогда, когда имеешь все факты налицо. Господь попускает время от времени в истории Церкви появляться искушению. Мы знаем все Вселенские Соборы, которые собирались из-за ересей, смущавших души верующих. Какое теперь перед нами искушение? Европейские христианские религии или какие секты? Нет! В данный момент главное искушение, которое стоит перед нами, это Московская патриархия, и правильно, по-православному к ней относиться или нет, это значит правильно или неправильно относиться ко Христу, т.е. к Самой Истине. Вот почему МП является серьезнейшим вопросом для каждого православного русского человека, ибо от этого зависит наше вечное спасение или наша гибель. Вы, наверное, ничего не знаете, и это Ваша фатальная ошибка. Вы не просмотрели всех документов о том, что произошло с МП, начиная с митрополита Сергия. Вы, не зная этого всего, позволили себе писать такое "послание", не вдумчивое и не справедливое по отношению к Русской Зарубежной Церкви, которая, вот уже почти 80 лет, идет прямым путем, не уклоняясь ни в какое бездорожье. Это Ваш грех, батюшка.

Теперь подойдем ближе к вопросу. Мы с Московской патриархией не имеем никакого общения – ни молитвенного, ни единения в таинствах. И не потому, что мы критикуем ее, а потому, что есть канонические правила, на которых стоит Церковь Христова от начала Ее основания нашим Спасителем, которые нарушила Московская патриархия. А каноническое нарушение равносильно уничтожению Церкви. А каноническое нарушение МП есть нарушение АПОСТОЛЬСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Ясно, что Вы этого не знаете, и позволили себе писать такое недостойное "послание".

В чем же дело? Дело очень серьезное. С начала своего существования Русская Православная Зарубежная Церковь вообще не имела общения с Московской патриархией по очень уважительным причинам. Вспомним, как Патриарх Тихон своим актом от 24 декабря 1924 года назначил после своей кончины, впредь до избрания нового Патриарха, одного из трех митрополитов, кто будет иметь возможность пребывания в Москве, -- Кирилла, Агафангела или Петра Крутицкого. Митрополиты Кирилл и Агафангел советской властью не были допущены в Москву из ссылки, и 58 архиереев, собравшихся в Москве на погребение Патриарха Тихона, признали Местоблюстителем патриаршего престола Митрополита Петра Крутицкого, впредь до законного избрания нового Патриарха. Митрополит Петр управлял Церковью около девяти месяцев. Он был лоялен по отношению к советской власти в том смысле, что не выступал против нее, но решительно отказался делать какие бы то ни было, в пользу советской власти, ложные заявления и выполнять ее требования, неприемлемые для Церкви. 27 ноября/10 декабря 1925 года он был арестован и сначала заключен в Бутырскую тюрьму вместе с уголовными преступниками в общей камере, а затем был сослан вглубь Азии. За несколько дней до своего ареста Митрополит Петр назначил своим заместителем находящегося в Москве Митрополита Сергия и указал возможных двух других заместителей – Митрополита Михаила, Экзарха Украины, и Ростовского архиепископа Иосифа Петроградского(5). Митр. Сергий Страгородский сначала тоже не подписал "Декларацию" и попал в тюрьму, но очень скоро из нее вышел. Это сделалось очень подозрительным для всех верующих. Оказалось, что он подписал эту "Декларацию". Другими словами, передал Церковь безбожной большевицкой власти. Этим он лишил Ее внутренней духовной и административной свободы. Когда Митрополит Петр узнал, что митрополит Сергий подписал "Декларацию" – другими словами, изменил весь курс жизни Церкви, -- то он ему из тюрьмы написал два письма (копии этих писем у нас есть), в которых он говорит, очень вежливым тоном, что "Вы, Ваше Высокопреосвященство, не имели права изменять курс Церкви", т.е. предать Ее большевицкой власти. На эти письма он ответа не получил. А он был настоящая его власть. Ясно, что Сергий заключил, что арест Митрополита Петра есть уже отстранение его и от церковной власти, что совершенно против православных канонов. Тогда Митрополит Петр послал письмо с человеком, думая, что почта виновата, и на это письмо митр. Сергий не ответил своему начальству, сидящему в тюрьме, но начальству! И никакая большевицкая власть не может лишить ни одного архиерея, ни священника духовной власти. Вы это должны знать. Несмотря на это, Сергий решил, что он уже может не считать его своим старшим. И когда Митрополит Петр вернулся из ссылки, то большевики поняли, что Митрополит Петр в Церкви старше митр. Сергия, тогда они немедленно его арестовали и расстреляли. Все правящие епископы (а их было до 10) не подчинились митр. Сергию, как наследнику Патриарха. И их всех арестовывали, посылали в ссылки и, в конце концов, убивали. Большевики всячески открывали путь митр. Сергию. Таким образом, митрополит Сергий стал (6) на путь кровавый священномучеников Российских. А Ленин сказал как-то, "раз вам нужна Церковь, мы ее вам и дадим, даже дадим патриарха, но МЫ дадим вам патриарха. МЫ дадим вам и церковь". Вы, о. Роман, конечно, этого не знаете и поэтому позволили себе писать такую "писанину". С того момента, когда митр. Сергий перестал считать Митр. Петра Крутицкого своим начальством, он лишил себя АПОСТОЛЬСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ и сделался узурпатором. Вот на какой путь пошел митр. Сергий, а за ним все остальные патриархи и митрополиты до сего дня; почему мы не имеем никакого общения с Московской патриархией. Это ЛЖЕ-ПАТРИАРХИЯ, во главе со ЛЖЕ-ПАТРИАРХОМ. Это и есть настоящая причина. Мы не ругаемся и не говорим, что она такая-сякая, а суть дела в том, что МП лишилась апостольской преемственности, т.е. лишилась благодати Христовой.

Ясно, батюшка, Вы, всего этого не зная, позволили себе писать такое "послание", непродуманное и недостойное Вашего сана. Как Ваш Первоиерарх и Правящий Архиерей, я прошу Вас прекратить это Ваше писание. Мы совсем не собираемся участвовать в каком-то соборе вместе с Московской патриархией, и, по Вашему заявлению, мы тогда превратимся в секту. Как, после такого утверждения, Вы имеете моральное право быть настоятелем прихода Церкви, в каноническое стояние которой Вы совсем не веруете?

Призываю на Вас Божие благословение. Ваш искренний доброжелатель в Вашем вечном спасении.

Митрополит ВИТАЛИЙ.
12/25 июня 1998 г.

[4] В преддверии Архиерейского Собора, 21 апреля, митрофорный протоиерей Роман Лукьянов, настоятель Богоявленского храма в Бостоне, США, направил Высокопреосвященнейшему Митрополиту ВИТАЛИЮ, Архиереям, клирикам и мирянам РПЦЗ открытое письмо. Его главное содержание составляет призыв принять участие в созываемом Московской патриархией в 2000 году "юбилейном" Поместном соборе. Свой призыв о. Роман аргументирует тем, что церковь в России (под "церковью" подразумевается МП) уже "свободна", все разногласия между РПЦЗ и МП практически упразднены, а "несколько приходов" РПЦЗ в России являются результатом ошибочного заблуждения, будто РПЦЗ и есть "вся" Российская Церковь. В случае неучастия РПЦЗ в Поместном соборе МП, считает о. Роман, "Русская Зарубежная Церковь превратится в самодовлеющую секту, и Всероссийскому Поместному Собору (sic!) останется только констатировать, зафиксировать и обнародовать этот факт". В последнем утверждении можно увидеть намерение о. Романа примкнуть к МП в том случае, если РПЦЗ откажется участвовать в ее Поместном соборе.

[5] Настоящая фамилия архиепископа Иосифа - Петровых. Позже, в 1927 году, он был возведен в сан Митрополита и назначен на Петроградскую кафедру.

[6] Вероятно, следует читать: "поставил".

Вернуться к началу

---------------------------------------

От редакции. Письмо М. Виталия, приведенное выше, было прислано в редакцию в середине февраля. Сразу после этого один из наших читателей обратил внимание редакции на статью протоиерея Романа Лукьянова, находящуюся на его приходском узле, http://www.bostonrusschurch.org/ROCA_way.htm, и озаглавленную "Путь Русской Зарубежной Церкви. Наблюдения и мысли старого священника". Ознакомившись с ней, редакция решила опубликовать письмо Владыки Виталия, написанное в ответ на "послание" о. Романа от 21/8 апреля 1998 г.

Дело в том, что, несмотря на свою двухлетнюю давность, это письмо даже ещё более актуально сегодня, чем в момент его написания -- тогда сторонники "желанного сближения" (с МП) ещё не осмеливались открыто высказываться. Так, в "послании" 1998 г. о. Роман "только" советовал священноначалию РПЦЗ принять участие в архиерейском соборе МП, намечавшемся на 2000 г.

Статья же от 21/8 ноября 2001 г., будучи сплошной подтасовкой высказываний первоиерархов и других мыслителей РПЦЗ, не заслуживала бы внимания, если бы "старый священник" не закончил её такой фразой: "Восстановление же Евхаристического и канонического единства в Матери-Церкви, при сохранении Автономии Русской Зарубежной Церкви, есть естественная следующая Веха истории Церкви Великого Русского Исхода" (выделения автора). Т.е. ставки повышаются, теперь можно говорить открыто. Напомним, что статью эту о. Роман писал вскоре после окончательной победы над врагом "желанного сближения" -- Митрополитом Виталием, в канун "Мансонвилльского насилия" над поверженным Митрополитом 22 ноября 2001 г. Насилие это, правда, окончилось провалом и Митрополит (пока?) остался на свободе.

Намеренно или проговорившись, о. Роман приоткрыл завесу таинственности над планами о судьбе, уготованной синодом РПЦЗ(Л) своим верным чадам: единство с "Матерью-Церковью", но -- "при сохранении автономии Русской Зарубежной Церкви". При такой постановке дела все окажутся довольны -- "патриарх Алексий II" отпразднует разгром "белогвардейской церкви", к которому вот уже как 80 лет стремились поколения его сослуживцев, сотрудников КГБ -- получив автокефалию из его рук, РПЦЗ признает МП преемницей тысячелетнего русского православия, т.е. тем, чем та никогда не была; синод РПЦЗ(Л) станет частью "вселенского православия"; а паства РПЦЗ(Л) даже не заметит никакой перемены, всё останется на местах, точь-в-точь как было с Американской Православной Церковью при получении ЕЮ автокефалии от МП 30 лет тому назад! "Сохранение автономии", кстати, гарантирует теперешнему духовенству РПЦЗ(Л), что в Гулаг им ФИЗИЧЕСКИ в ближайшем будущем ехать не придётся. Нужно будет, понятно, приобщиться ко лжи, широко применяемой в МП, но это, как показал прошедший год, мало их смущает.

----------------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList