Поставлено 29 июля 2001 г. Ниже отражены тенденции некоторых архиереев начать "диалог" с МП. Но такие "диалоги" уже велись без разрешения со стороны Синода, см. ЗДЕСЬ.

Оглавление

------------------------------------------------

Выписки из протоколов Архиерейского Собора 1993 г. (4-15 мая)

Протокол № 1

Еп. Митрофан считает, то Послание не должно носить тон судьи, а скорее должно отражать тон скорби о происходящем в России. Надо обратиться к части епископата и духовенства Московской Патриархии, которая честно работает для укрепления православной веры на родине. Строгого осуждения избегать.

Председатель замечает, что он часто говорит верующим, что истина всегда гонима. Наша Церковь идет по правильному пути, и поэтому мы не можем каяться в неправильности нашего пути, а должны каяться только в наших личных грехах.

Протокол № 3

Вл. Марк повторяет свое беспокойство о том, что ввиду нынешних обстоятельств, через пять лет Германская епархия может больше не существовать. Все больше и больше наших верующих считают, что наше конфронтационное отношение к Московской Патиархии неправильное. Следует созвать Всезарубежный Собор для того, чтобы исправить это брожение в нашей пастве.

Председатель не согласен, что наше положение отсталое или устарелое. Мы остались верными Истине.

Вл. Марк говорит, что наши верующие упрекают нас в презрении к русскому народу.

Вл. Григорий отмечает, что мы должны более ясно указать причины, почему мы не можем вступить в общение с Патриархией, так как это вопрос догматического характера.

Вл Марк ... Как христиане, мы должны проповедовать и поэтому мы обязаны каким-то образом начать какой-то диалог с Патриархией

Председатель считает, что весь епископат МП связан с коммунистической партией, которая теперь переоблачилась в демократию. Патриархия давит Церковь, старается потушить все проявления истинной веры. Иметь общение с такими разрушителями невозможно. О чем можно с ними говорить? В России нам нужно только самим строить церкви.

Еп. Григорий указывает, что с еретиками нельзя вести диалог, а им можно только проповедывать.

Вл. Марк отвечает, что мы никогда не объявляли Патриархию еретической, мы же принимаем клириков от них в сущем сане.

Еп. Митрофан утверждает, что с возглавлением МП мы не можем иметь объединение или диалог. Но с такими епископами и клириками патриархии, которые честно трудятся для блага Православной веры, следует беседовать. Далее он оглашает обращениие к Собору по поводу вопроса о возможности мирных встреч между нами и некоторыми из тех епископов МП. Которые приличные и честно служат Богу.

Председатель хвалит доклад Епископа Митрофана, но несогласен, что мы в прошлом били по головам не палачей, а по их жертвам.

Еп. Григорий видит много правильного в подходе Епископа Митрофана и разговор можно начать деликатно, однако, раговор не может быть компромиссным.

Протокол № 7

Председатель возражает неизвестному автору (из России), указывая что двух Церквей нет, есть только одна Русская Церковь, но часть её поражена проказой, болезнью. Большинство архиереев в Патриархии – это еще не свидетельство об истинной Церкви.

Вл. Марк замечает, что мы даем повод нашим людям утверждать, что мы судьи Церкви в России.

Председатель отвечает, что мы не судим Московских иерархов, мы теперь больше и не пишем ничего против них и не нападаем на них, а только предаем их суду Божию.

Вл. Антоний Лос-А. Указывает Архиепископу Марку на его замечание, что св. Василий Великий сохранил истинную Церковь тем, что он судил ариан. Известно, что теперь Церковь управляется агентами КГБ и мы это осуждаем.

Председатель указывает, что мы живем жизнью истинной Русской Церкви, и мы изолированы, потому что идем правильным путем, а другие сошли с истинного пути. Это не наша вина. Лучше умереть, чем уйти из благодатной жизни нашей Церкви.

Вл. Антоний Лос-А. Говорит, что мы им мешаем, потому что их совесть их упрекает.

Оглашается обращение Собору от группы духовенства и мирян Катакомбной Церкви, выражающих несогласие с самостийными действиями Архиепископа Лазаря и подчеркивающих свою верность Русской Зарубежной Церкви. Они просят утвердить в должности Управляющего делами всех Российских приходов – Епископа Варнаву.

Оглашается письмо прихожан общины Катакомбной Церкви в г. Воронеже, в поддержку укрепления центра нашей Церкви в Москве под водительством Епископа Варнавы. Они просят Собор подтвердить в своем послании принципы, не позволяющие нам вступать в общение с Московской Патриархией, пока последняя не принесет должного покаяния.

Вл. Лавр спрашивает относительно церковных поминовений, установленных в 1991 г. нашим Собором. Это постановление впоследствии было отменено на заседании Синода с тем, чтобы окончательно иметь о нем решениие на следующем Соборе.

Вл. Антоний Лос-А. Не согласен с изменением поминовений, так как безбожная власть осталась на месте.

Вл. Антоний Сан-Ф. Говорит, что это важнейший вопрос, так как получилась полная неразбериха с поминовениями. Собор изменил поминовения, но на основе одного пастыского совещания, Архиерейский Синод незаконно отменил эти изменения, разрешив вернуться к прежним поминовениям. В двух епархиях продолжают употреблять новые поминовения. Если делать теперь новое постановление, то надо чтобы все строго придерживались его.

Председатель замечает, что всегда были жалобы на то, что Соборные постановления о поминовениях не соблюдаются одинаково и повсеместно.

Вл. Антоний Лос-А. Предлагает запретить употребление выражения «еще молимся ... о всякой христианской стране», это является нововведением, так как этим исключается молитва за людей во всех других, нехристианских странах мира, как это положено по чину богослужебному.

Вл. Лавр предлагает размножить текст поминовений прошлого Собора для каждого архиерея – для внесения проправок.

Постановили: Создать комиссию по разработке текста поминовений. В комиссию избираются архиепископ Антоний Лос-А., архиепископ Лавр и архиепископ Марк.

Обсуждается предложенный Архиепископом Алипием текст исправлений церковных поминовений.

Вл. Митрофан говорит, что он никогда не поминает «воинство»

Вл. Антоний Лос-А. Согласен, что нельзя поминать «Христолюбивое воинство», так как его больше нет.

Вл. Лавр напоминает, что во время Вьетнамской войны Синод издал постановление молиться за православных войнов, которые находились в Американской армии.

Председатель напоминает, что Архиепископ Николай Японский велел православным японцам молиться за свою Японскую армию.

Вл. Антоний Сан-Ф. говорит, что многие православные христиане, особенно те, чьи сыновья были мобилизованны, желают, чтобы в церкви молились за воинство.

Далее, члены Собора слушают и обсуждают проект Соборного Послания.

Вл. Григорий замечает, что надо подумать о вопросе, который поднимается в проекте о переговорах с МП.

Вл. Антоний Лос-А., в дополнение к епископу Григорию, указывает, что Патриарх Тихон и Митрополит Анастасий завещали не встречаться с представителями власти, а представители МП являются таковыми.

Вл. Григорий указывает, что надо сказать, что нас интересует не большинство, а истина.

Вл. Марк замечает, что нам необходимо выйти навстречу русскому народу для того, чтобы он мог узнать истину.

Председатель спрашивает о цели предлагаемых встреч двух противоположных лагерей. Каноны запрещают молитвенное общение с неверными. Надо определить, что от встречи будет: вред или польза.

Вл. Григорий говорит, что слово «встреча» - опасное слово.

Вл. Марк считает, что можно сказать «диалог ради познания истины».

Председатель говорит, что перед какой-либо встречей надо поститься и молиться, чтобы она принесла пользу. Он ссылается на пример святителя Спиридона. Если будем заниматься только дипломатией, то мы погибнем.

Вл. Лавр читает заметку покойного протоиерея Ростислава Гана, предложенную им в 1974 г. Архиерейскому Собору, о церковных поминовениях. Неправославные гражданские власти не положено поминать на проскомидии. Не может быть поминовение и коллектива властей, среди которых есть и еретики и неверующие. В древности на великом входе поминали: «И всех нас». Интересно, что МП не поминает гражданские власти на великом входе. Потому о. Ростислав Ган предлагает поминать после священноначалия – «и всех вас», без властей.

Вл. Антоний Лос-А. Замечает, что рассуждения о. Ростислава очень толковые.

Вл. Антоний Сан-Ф. Указывает, что главная мысль о. Ростислава – это относительно поминовения властей, т.е. чтобы только членов Церкви поминать на проскомидии и на великом входе. Архиепископ Антоний считает, что на великом входе какое-то поминовение властей все-таки нужно сохранять.

Постановили утвердить предложенный комиссией текст церковных поминовений

Формулы поминовений

На Великом Входе:

Православное епископство церкви российския ...
Страждущую страну российскую и православные люди ея во отечествии и рассеянии сущия ...
Страну сию, власти ея и верою живущия в ней ...

На Литии:

Еще молимся о православном епископстве церкве российския и о господине нашем ...
Еще молимся о страждущей стране российстей и о православных людех ея, во отечествии и в рассеянии сущих и о спасениии их и о стране сей, правителех и воинстве ея, рцем ...

Молитва о спасении России:

Внесенные именения внутри текста после «Нас же всех и церковь твою святую...»
«и страждущую страну российскую всесильною твоею крепостью от всякого злаго обстояния милостивно избави. Верных же рабов твоих, в скорби и печали день и нощь вопиющих к тебе, многоболезненный вопль услыши, многомилостиве»
«Боже наш, и изведи из истления живот их…» и далее как прежде.

На проскомидии:
1-я частица : Помяни, Владыко человеколюбче, православное епископство церкве российския, и прочея
2-я частица : Помяни Господи страждущую страну нашу российскую, православныя люди ея во отечестве и рассеянии сущия и православныя люди страны сея.

На Великой Ектении:

О православном епископстве церкви российския ...
О сраждущей стране российстей и о православных людех ея, во отечествии и в рассеянии сущих...
О стране сей, властех и воинстве ея ...
О еже избавити люди своя от враг видимых и невидимых, в нас же утвердити единомыслие, братолюбие и благочестие ...

На Сугубой Ектении:

Еще молимся о страждущей стране российстей и о православных людех ея во отечестве и рассеянии сущих и о спасении их.
Еще молимся о стране сей, властех и воинстве ея.
Еще молимся Господу Богу нашему о еже избавити люди своя от враг видимых и невидимых, в нас же утвердити единомыслие, братолюбие и благочестие.

---------------------------------------------------

Rambler's Top100   TopList