krest-tr.gif (1255 bytes)
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Посты

(Печатается с редакторскими поправками по сборнику «Праздники Церкви», изданному в 2001 г. в Нью-Йорке Комитетом русской православной молодёжи. Иллюстрация добавлена редакцией МоР).

В чём смысл постов? Посты установлены в древней христианской Церкви по примеру Господа Иисуса Христа, постившегося сорок дней, и в соответствие Его заповеди о посте. Цель их заключается в том, чтобы укрепить в сознании верующих ту мысль, что наша душа должна господствовать над чувственным, тленным телом. Следование установленному посту, а не изобретением собственного, есть акт добровольного принятия руководства Церкви.

Пост прежде всего относится к пище: именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и её законами. По мере того как мы ограничиваем и контролируем эту связь, открывается больший простор для духа. Но пост нельзя сводить только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, – говорит св. Иоанн Златоуст, – тот более всего бесчестит его. Ты постишь? Докажи мне это своими делами... Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»

Через пост мы стремимся уподобляться своему Создателю, подавляя в себе чувственность и плотские страсти: объедение, гордость, самолюбие, зависть, празднословие. Он действует как средство укрепления христианина в духовных подвигах, чтобы осуществить в жизни главные заповеди о любви к Богу и к ближнему, и тем легче достичь спасение своей души. Пост может быть вредным только для той души, которая гордится, проникаясь чувством своего превосходства.

Подготовительные недели Великого поста.

Посты бывают однодневными и многодневными. К первым относятся: среда и пятница каждой седмицы, за исключением сплошных седмиц (пасхальной, Троицкой, рождественской до 5/18 января, сырной, и седмицы мытаря и фарисея), также накануне праздника Крещения Господня (5/18 января), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 авг./П сент.) и в день Воздвижения Креста Господня (14/27 сент.). С апостольских времён вошло в обычай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте. Многодневных постов четыре:

  1. Великий пост, продолжающийся 7 седмиц перед праздником Св. Пасхи. Он состоит из св. Четыредесятницы, т.е. из сорокадневного поста (в воспоминание поста Спасителя), который оканчивается в пятницу шестой седмицы великого поста, и из Страстной седмицы (в воспоминание Страстей Христовых). Два дня между ними – Воскрешение Лазаря и Вербное Воскресение – служат переходом между двумя строгими постами: пост в эти два дня ослабляется.
  2. Успенский пост, продолжающийся две седмицы (с 1/14 по 15/28 августа), установлен в память поста Божией Матери и для достойного приготовления верующих к празднику Успения Божией Матери. По строгости такой же как и Великий пост.
  3. Апостольский или Петровский пост установлен в память святых Апостолов и первых христиан. Он начинается с понедельника после Троицкой седмицы и продолжается до 29 июня/12 июля, когда совершается праздник святых апостолов Петра и Павла.
  4. Рождественский (Филиппов) пост установлен для достойного приготовления верующих к великому празднику Рождества Христова. Он продолжается сорок дней, с 15/28 ноября по 24 декабря/ 6 января. Апостольский и Рождественский посты не такие строгие как первые два.

Редакция узла «Мысли о России» ниже приводит краткое наставление св. Иоанна Шанхайского о Рождественском посте и празднике Благодарения из книги «Слова», изданной в 1994 г. в Сан-Франциско, стр. 282:

О Рождественском посте и празднике Благодарения (Тhanksgiving)

В четверг 15 ноября (по старому стилю) начинается Рождественский пост, установленный для приготовления себя к достойной встрече Христа, грядущего с небес. Тот день в нынешнем году совпадает с американским праздником Благодарения (Тhanksgiving).

Вознесём Богу благодарность за Его благодеяния, оказанные нам в нашей жизни и особенно в здешней стране, но не нарушим при том установлений церковных. Благодарность Богу выражается не столько словами, сколько делами. В другие годы, когда праздник Благодарения не совпадает с постом, дозволяется всякая пища, но когда он совпал с постом, благодарность Богу должна выражаться в соблюдении поста, особенно нужного нам сейчас, когда под влиянием бесплотных сил тьмы разгорелись здесь страсти, потрясающие нашу жизнь, ибо сам Господь сказал: «Род сей (бесовский) не изгоняется иначе, как молитвою и постом».

1963 г.

+ + +

Краткая справка о «старом» и «новом» стиле (календаре) и о том, как определяется день празднования православной Пасхи, приведена ЗДЕСЬ.
Некоторые сведения о правилах постных дней и праздников
приводятся в «Многолетнем православном календаре».

--------------------------------------

Rambler's Top100